О божественности Иисуса Христа
|
Пещерный храм в Вифлееме, где родился Иисус Христос
|
Икона "Спас Нерукотворный"
|
Часовня в Иерусалиме на месте Гроба Господня, в котором воскрес Иисус Христос
|
О Божественности Иисуса Христа говорилось ещё в Ветхом Завете: "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9. 6), "ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовётся Он" (Ис. 54. 5).
Вся Вселенная, Земля и всё что на ней, ангелы и люди - это творения Божии. Иисус Христос - не творение Божие, а Сын Божий. Евангелие говорит об этом чуть ли не на каждой странице. Иисуса Бог родил, а не сотворил. То есть Сын, ещё до сотворения материального мира, изшёл из Господа как Слово, как Ипостась. И поэтому рождённый Сын - также Бог. Вот как об этом говорит Писание: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1. 18). Сектанты, отрицая божественность Иисуса Христа, приводят это же место, но в усечённом виде: "Бога не видел никто никогда…" Но они, как мы видим, лукавят. Иоанн ясно говорит, что никто не видел Бога Отца, но Сына, которого Он явил, видели.
"Я и Отец - одно" - сказал Иисус (Ин. 10. 30). Но сектанты этого не видят, а утверждают, что Сам Иисус Христос себя не называл Богом. Отвечаем: Иисус и святым себя не называл, но это ведь не значит, что Сын Бога был грешен. Апостол Павел объясняет такое поведение Иисуса Его кротостью и смирением: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной" (Филипп. 2. 6-8). Рассмотрим такой эпизод: "Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос (Помазанник Божий), скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне" (Ин. 10. 24-25). Что нужно Богу от нас прежде всего? Прежде всего - вера. И уже на основе этой веры - дела во имя Господа. Господь говорит: "Се стою при дверях и стучу…" И многие не открывают. Не верят и не открывают как те иудеи. И даже лукавствуют, чтобы не верить. И, тем не менее, иудеи правильно поняли слова "Сын Божий" равнозначности Самому Богу, за что и стали Его преследовать (Ин. 5. 18). Преследование же Иисуса началось с того момента, когда Он простил грехи больного расслаблением (параличного): "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (то есть, равен Богу) тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал" (Мк. 2. 10-12). [То, что прощать грехи может лишь Бог, сказано Им через пророка Исайю: "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради себя Самого и грехов твоих не помяну" (Ис. 43. 25). Это прекрасно знали книжники, говоря: "Что он так богохульствует, что может прощать грехи, кроме одного Бога?" (Мк. 2. 7)]. И как понимать слова Иисуса, что Он господин субботы, если не как Его господство в день, посвящённый Богу? (Мк. 2. 28). Им же к сему добавлено: "здесь Тот, Кто больше храма" (Мф.12. 6). Кто же может быть больше храма Божия и дня Божия, как не Сам Бог?
Но в некоторых местах Писания Иисус всё же называет себя Богом опосредованно, а то и прямо: "Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня" (Ин. 12. 44-45). Это и значит, что если кто видит Иисуса, то он видит Бога. И ещё одно место из 22-й главы Евангелия от Матфея: "Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? [Пс. 109. 1] Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова" (Мф. 22. 41- 46).
Но Апостолы, уже после Вознесения Иисуса, называли Его Богом: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и дом твой" (Деян. 16. 31), "Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и жизнь вечная" (1 Ин. 5. 20). Очень чётко апостол Павел указал и на божественное свойство Сына: "Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте" (Евр. 1. 1-3). Апостол Павел сказал так, что и спорить потомкам не надо; Бог - одно в Сыне, и Сын - ипостась Бога. Причём такая ипостась, которая также принимала участие в сотворении материального мира, Вселенной (веки - времена). Мы понимаем, что время начинается с того момента, когда появляется нулевая точка отсчёта - начало бытия материального мира, условно говоря, "первой планеты" во Вселенной.
В Деяниях апостолов прямо указано на то, что Иисус Христос - Бог, словами Павла к народу Афин, где проповедовал он Иисуса воскресшего: "Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам" (Деян. 17. 22-23).
Известно, что Своих учеников, будущих апостолов, Иисус избирал не как придётся, а промыслительно: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод" (Ин. 15. 16), "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16. 15). И апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам указывает, что избрал их на службу Сам Бог: "Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши" (1 Фесс. 2. 4).
Но всё-таки в Новом Завете есть место, в котором апостол Фома назвал Иисуса Христа Богом ещё до Его Вознесения - после Воскресения, в которое сначала не поверил - "Подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но будь верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20. 27-28).
Явно указана Божественность Иисуса Христа в 6-й главе первого послания к Тимофею: "Завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления (второго пришествия) Господа нашего Иисуса Христа, Которое в свое время откроет Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имевший бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь" (1 Тим. 6. 14-16). Совершенно ясно, что апостол имеет в виду Бога Отца, но этим же именем нарекается Бог Слово Иисус Христос в Апокалипсисе: "На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих" (Откр. 19. 16). Что же касается человечности Иисуса Христа, когда Он был на земле, то, как показывается Новым Заветом, Бог был на земле лишь в одной из трех ипостасей, причём именно в вочеловечшемся виде.
Апостол Павел в послании к Римлянам, прямо указывается исповедовать Иисуса Господом: "Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10. 9-10).
Показательно следующее место: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею" (Деян. 20. 28). Но как бы ни старался учёный лингвист определить, кто же приобрёл Себе Церковь (Господь Иисус Христос или Бог), он не сможет определить. Но мы, изучающие Библию, сразу увидим единство Отца и Сына. Поэтому и сказано: "Он приобрёл Себе Кровию Своею".
"Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом" (2 Фесс. 2. 15-17). Также и тут не стоит идеологам сектанства напрягаться в лингвистических измышлениях. Совершенно понятно, что "Иисус Христос и Бог и Отец" - единый Бог, потому что Он утешит и утвердит (а не утешат и утвердят) Сам Лично.
Эти же утверждения у апостола Павла: "Дабы утешились сердца их, соединённые в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2. 2-3). Обратите внимание на разделение: "Бога и Отца". Этим Апостол показывает, что тайна Бога Создателя - это одна тайна, тайна Бога Отца - другая, и тайна Христа Спасителя - третья. И буквально следующим словом Апостол объединяет Их в одно лицо: "…в Котором сокрыты…".
Когда в Асии схватили бывшего фарисея Савла, ставшего в дальнейшем апостолом Иисуса Воскресшего и проповедником Евангелия, Савл попросил у тысяченачальника слова, и когда тот разрешил, сказал: "Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: Господи! Что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать. А так как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск. Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его" (Деян. 22. 6-13). О чём же это замечательное место, как не о том, что Иисус Христос спустился к Павлу с неба в виде ярчайшего огня, как и Господь Бог явился Моисею на горе Хорив! Тогда Моисей "закрыл лице своё, потому что боялся воззреть на Бога" (Исх. 3. 6). И во всей Библии не встречается такой яркий свет, исходящий от каких-либо созданий Божиих, но только лишь от Самого Бога.
Вот конкретные, однозначно трактуемые места, показывающие соединение и единство в двух лицах Господа Саваофа и Иисуса: "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам" (Исх. 3. 14), "тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" (Ин. 8. 25). И Апостол Павел как бы резюмирует в своём Соборном послании: "Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца" (1 Ин. 2. 13). Тут Апостол явно указывает, что если кто не познал Иисуса как Сущего, тот находится под гнётом лукавого, которому удалось закрыть глаза некоторым людям на очевидные вещи Священного Писания. И вот как подтверждает слова Иоанна апостол Павел: "Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор. 4. 3-4), "дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Филипп. 2. 10-11). "Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6. 11).
"Также, когда вводит (Бог Отец) Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (Евр. 1. 6), "а о Сыне (сказано Богом): престал Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты" (Евр. 1. 8). Смотрите: Бог Отец Сам называет Сына Богом! - "престал Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего". Одного лишь этого свидетельства достаточно, чтобы принять Иисуса Христа Богом Сыном. Но помимо этого сказано даже ещё больше: "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: "в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернёшь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Евр. 1. 9-12). Апостол указывает прямо, что эти слова 101-го псалма относятся не только к Богу Отцу как Создателю, но и к Сыну - тоже как к Создателю! То есть и Отец, и Сын, и Дух Святой создавали мир вместе.
Ещё в Ветхом Завете Бог Отец (устами пророка Исайи) Спасителя Израиля также назвал Богом: "Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель" (Ис. 45. 14-16). Это же Господь сказал и через пророка Варуха, жившего примерно через 270 лет после Исайи: "Он открыл Её Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил её четвероногими скотами… Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости и даровал её рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми" (Вар. 3. 32, 36-38). То есть Сам Бог придёт на землю и поживёт среди людей! Через пророка Захарию Бог говорит: "Укреплю их (народ израильский) в Господе, и они будут ходить во имя Его, говорит Господь" (Зах. 10. 11-12). Видно, что Господь говорит о неком "другом Боге", о Котором восхвалятся в будущем. Но так как Бог один, то избранному народу явится сокрытая до времени Ипостась Бога - Бог Сын.
Замечательные, я бы сказал, фундаментальные определения дал святой апостол Павел: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе" (1 Тим. 3. 16), "Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари" (Кол. 1. 15).
Вот ответ Иисуса фарисеям на их претензию, что Он свидетельствует в свою пользу (иначе без второго свидетеля): "А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего" (Ин. 8. 16-19). Действительно, надо быть фарисеем, чтобы не понять этого свидетельства Иисуса о единстве Отца и Сына. Но для непонятливых Господь Иисус Христос повторяет: "А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём" (Ин. 10. 38). И добавил: "Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего" (Ин. 15. 23). "Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф. 10. 32-33). И вот что говорит Иисус иудеям, которые, как известно, и доныне не признают Иисуса Спасителя и Новый Завет: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога" (Ин. 8. 44-45, 47). И вот что сказал по этому поводу Апостол Пётр: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении" (2 Петра 2. 1-2). И ещё, возможно, главное: "Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14. 6). (То есть никто не спасётся, если не исповедует Иисуса Христа). И в другом месте: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы каждый верующий в Него (в Сына) не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 8. 16). И у апостола Павла: "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3. 11).
Иоанн Богослов личным примером показал поклонение Иисусу Христу именно как к Богу: "И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Откр. 1. 17-18). В этой же главе Иоанн Богослов указывает на Божественную могущественность Иисуса Христа: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель (стих 8). Эта особенность Бога обозначена ещё в Ветхом Завете: "Кто сделал и совершил это? (наказал нечестивых и облагодетельствовал праведников) Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый и в последних - Я тот же" (Ис. 41. 4).
Иоанн Богослов: "И всякое создание, находящееся на земле, и под землёю, и на море, и всё, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков" (Откр. 5. 13). Но только иудеи и язычники, не воздают чести и славы Агнцу, сидящему одесную Отца.
Посмотрим ещё из апостольских посланий: "Таков и должен быть у нас Первосвященник… Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого" (Евр. 7. 26-27). Но мы знаем, что Иисус не по своему личному хотению пошёл на жертву, а по решению предвечного Совета или, если угодно, по воле Отца: "И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира" (Откр. 13. 8). Но если Он принёс Себя Сам, то о чём ином это может говорить, как не о единстве Отца и Сына? Сам Иисус сказал ещё и так: "Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нём. Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его" (Ин. 13. 31-32).
В Писании многократно указывается на обладание Иисусом Христом всех качеств Бога:
Равен Отцу: Ин. 10. 30; Ин. 5. 18.
Бессмертен: 1 Тим. 6. 16; Мф. 28. 20.
Безначален: Ин. 8. 58 (глагол "есмь" - существующий вечно. В Писании употребляется только по отношению к Отцу); Откр. 1. 18; Ис. 44. 6; Рим. 9. 4-5.
Царь и Господь: Дан. 2. 47; Откр. 17. 14.
Равнопокланяем Отцу: Ис. 45. 23; Рим. 14. 11; Фил. 2. 10-11.
Прощает грехи, как и Отец: Мф. 2. 7; Деян. 10. 43; Мк. 2. 10.
Истинный Бог: Рим. 9. 5.
"Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего" (1 Кор. 1. 9). То есть, ни много, ни мало, Бог Отец всех нас поручил, отдал под власть Сыну. А нам остаётся ждать Его Пришествия, "ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2. 13).
Если бы иудеи познали премудрость Божию, "то не распяли бы Господа славы" (1 Кор. 2. 8).
"В Нём обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2. 9).
В силу такого отношения единства с Отцом, Христос усвояет Себе и все божественные свойства, называя себя жизнью, светом и истиной. Он обладает всем этим как своей собственностью, имеет "в Себе", Он Сам есть творческий принцип всякой жизни, начало оживляющее в жизнь вечную, Сам абсолютная истина и источник света для мира. Как обладающий всей полнотой Божества Отца, Христос проявляет и чисто божественную деятельность: властно прощает грехи, принимает молитвы (Ин. 14. 13), спасает и судит мир, и в силу этого является такой же ипостасью и образом почитания, как и Отец (Ин. 5. 23; 6. 29; 12. 44). И поэтому, когда Господь говорит "Я и Отец - одно" (Ин. 10. 30), то обозначает тождество Божественной сущности, а когда говорит "Отец во Мне и Я в Нём" (Ин. 10. 38), то показывает нераздельность Ипостасей.
"Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам" (Ин. 14. 11). Мы, разумеется, не можем посмотреть на те дела, которые творил Иисус две тысячи лет назад. Но так как Иисус Христос "во все веки тот же", то можем удостовериться, что по молитвам Иисусу Христу и в наше время исцеляются больные и воскрешают мёртвые, утихают бури и повышаются уловы рыбы. Господь Иисус Христос сказал о Своём воскресении: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк. 16. 17-18).
Апостол Павел увещевал коринфян: "Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей" (1 Кор. 10. 9). Из предыдущих стихов этой главы послания к Коринфянам видно, что апостол напоминает событие исхода евреев из Египта: "И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога… И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых" (Чис. 21. 4-6). Из данного сопоставления просматривается очевидная вещь: апостол Павел и коринфяне определенно знали, что речь идёт о Христе и об Иегове как о едином Боге. В соответствии с этим безусловным определением Павел сказал про народ Моисея и следующее: "И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос" (1 Кор. 10. 4). ["Я стану пред тобою там на скале Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдёт из неё вода, и будет пить народ" (Исх. 17. 6)].
Апостол Пётр: "Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех" (Деян. 10. 36). Иисус сказал: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15. 5), "потому что не можете ни одного волоса сделать белым или чёрным" (Мф. 5. 36). А это значит, что любое дело, которое делает человек, любой его поступок происходит не иначе как по изволению (или попущению) Иисуса Христа. И в другом месте говорится: "И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если что попросите во имя Моё, Я то сделаю" (Ин. 14. 13-14). Обратите внимание на ключевое место, что у Кого бы мы ни просили, у Бога Отца или Сына, то даёт Сын! Так кому же нам молиться о помощи, вразумлении и спасении, как не Иисусу Христу? Ведь только Он путь и истина (Ин. 14. 6). Другими словами, Христос Слово Божие - есть и единственный Путь к Отцу, и одновременно Путеводитель, ведущий по этому пути.
Вот что сказал Иисус своим ученикам: "Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то" (Ин. 20. 28).
В новозаветном Откровении Бога прежде всего имеет значение свидетельство Самого Христа о Своем Богосыновстве. И теологически основа сыновства совершенно очевидна. Одним из яснейших указаний на эту основу может служить установление таинства крещения: "И крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28. 19), в котором воскресший Христос поставляет Себя наряду с Отцом и Святым Духом как равную Им Личность.
"Не уверовавший уже осуждён" (Ин. 3. 18-19).
Одним из главных положений о Божественности Иисуса Христа является вопрос: Кто воскресил Иисуса? Некоторые сектанты отвечают: Бог Отец Своею силой. Да, Писание указывает, что Господа Иисуса воскресил Бог Отец (Деян. 2. 24, 32; 3. 15, 26; 13. 30, 34; 1 Петра 1. 24; Рим. 4. 24; Еф. 2. 6; 1 Кор. 6. 14). Но также сказано, что Он воскрес из мёртвых (Мф. 28. 6; Мк. 16. 6; Рим. 6. 9; 1 Кор. 15. 4, 12; 1 Фес. 4. 14), и что Он Сам себя воскресил и восшёл опять на небо; первое - по благоволению Отца, второе - по Своей власти Сына: "Я отдаю жизнь (буквально - душу) Мою, чтобы снова принять её. Никто не отнимет её у Меня; но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её, и власть имею опять принять её" (Ин. 10. 17-18).
Через Воскресение Иисус Христос открылся Богом во плоти, в теле, единым, имеющим жизнь в Самом себе.
Особенно часто еретики утверждают, что Сам Иисус о Себе свидетельствовал, что его Отец более Его. Но это утверждение выходит не просто из поверхностного понимания Библии, а из непонимания вообще. Действительно, Бог Отец выше человеческого образа, с которым соединился Бог Сын, взявший на себя наши немощи и понесший наши болезни и искушения через соединение с плотью. Но в то же время (повторимся) Он "не почитал хищением быть равным Богу". Божественность была присуща Христу по природе, поэтому Он по праву везде учил о своем равенстве и единосущности с Богом Отцом.
Также и слова "Сын ничего не может творить Сам от Себя" (Ин. 5. 19) богоборцы толкуют на духовную погибель своих слушателей, дескать Сын подчинён Отцу по существу и по воле. Но мы, боголюбцы, не станем отсекать второй части этого предложения Евангелия: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также". И теперь мы понимаем, что это изречение гласит об одной и той же природе Сына и Отца. Если каждый человек может делать что-нибудь сам от себя и самовольно, равно тяготея и к добру и к злу, то Сын ничего не делает от Себя, и следовательно, не является человеком по духовному содержанию. И когда Отец совершает что-нибудь, то неделимо соучаствует с Ним и Сын, "дабы все чтили Сына, как чтут Отца".
Ещё одним указанием на это равенство служит сопоставление 21-й главы Евангелия от Матфея с 8-м псалмом, который процитировал Иисус. Вот стихи из псалма: "Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя" (Пс. 8. 2-3). И в Евангелии: "Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил и детей восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?" (Мф. 21. 15-16).
И однозначно, только Бог мог сказать о Себе: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!" (Мф. 23. 37-39). Посмотрите, Иисус указывает, что будучи Богом, Он Сам посылал израильскому народу пророков, желая наставить его на путь спасения.
Ещё раз внимательно обратимся к Ветхому Завету и посмотрим, как со всей очевидностью определяется в нём Божественность Иисуса Христа. Пророк Исайя о Мессии говорит: "Вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие, Он придёт и спасёт вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся" (Ис. 35. 4-5). И Сам Спаситель напоминает этот стих перед учениками Иоанна Крестителя как доказательство своего мессианства (Лк. 7. 22). У пророка Захарии есть указание, что Бог будет пронзён, и это в буквальном смысле исполнилось над Иисусом Христом (Зах. 12. 10; Ин. 19. 37). Пророк Иоиль говорил, что наступит время, когда каждый, кто призовёт имя Господнее, спасётся (Иоиль 2. 32). В Новом Завете этот стих цитируется Апостолами дважды и относится ко Христу (Деян. 2. 20-21; Рим. 10. 9-13). Апостол Пётр в Первом Послании называет Спасителя камнем преткновения и соблазном. У пророка Давида эти слова относятся к Богу Ветхого Завета (Пс. 118. 22). Святой Павел в послании к Филиппийцам пишет, что пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных и преисподних (2. 10) - этот текст взят из Исайи (45. 23) и прямо отнесён к Иисусу. Ветхозаветные пророки Иеремия и Амос предуказывали, что во время страдания Господа среди дня будет тьма (Иер. 15. 9; Ам. 8. 9-10), что и произошло после Его распятия (Мф. 27. 45).
Во второй главе Апокалипсиса Спаситель говорит Фиатирской церкви: "И детей её поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности" (стих 23). Здесь Спаситель прилагает к Себе слова пророка Иеремии о Боге: "Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности" (Иер. 17. 10). И именно это божественное качество Иисуса имел в виду апостол Павел, когда говорил Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
О Спасителе в Писании сказано, что Он "свет истинный" (Ин. 1. 9). В Ветхом Завете о Создателе несколько раз говорится, что Он является Светом (Ис. 60. 1). Невозможно допустить, что могут существовать два истинных света, ибо Бог один.
В Ветхом Завете о Боге говорится, что он Царь и Господь (Иер. 10. 7; Пс. 46. 7-8; Втор. 10. 1). И если Господь один, значит Бог Отец и Спаситель Сын равны по своему достоинству. Более того, Бог Отец говорит через пророка: "Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня" (Ис. 43. 11), а Новый Завет называет Спасителем только Иисуса Христа (Деян. 4. 11-12), однозначно разумея под ним Христа - Бога.
"И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откр. 11. 15). Это прямое указание (и уж которое по счету) на единство Отца и Сына. Поэтому и царство Их будет царствовать вечно.
Пусть так, скажет кто-то, но если Иисус Христос - Бог, то почему Он родился как человек? Но в том-то и дело, что Иисус не родился как человек, а воплотился в человеке: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотию, и обитало с нами (апостолами), полное благодати и истины; и мы видели славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1. 1, 14), "се гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его (Бога Отца)… Я, Иисус послал Ангела Моего (Иоанну Богослову) засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя" (Откр. 22. 12-14, 16). "Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф. 4. 32).
Единственной "зацепкой" сектантов, утверждающих, что Иисус Христос создан Богом (не рождён) является 14-й стих 3-й главы Откровений: "Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия". Такая демагогия идеологов не подтверждается всем Писанием, многократно показывающим, что Иисус Христос является Его единородным Сыном. Слова начало создания означают, что Иисус Христос также дал начало творению видимого и невидимого мира: "Всё через Него начало быть, и без него ничего не начало быть, что начало быть" (Ин. 1. 3). Иисус Христос не имеет "ни начала дней, ни конца жизни" (Евр. 7. 3).
"Также, когда вводит (Бог Отец) Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (Евр. 1. 6). Ангелы же могут поклоняться лишь тем, кто выше их по чину.
Вот четыре места из Библии, когда Господь Бог определяет Себя множественным числом: "и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1. 26), "И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2. 18), "И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт. 3. 22), "И сказал Господь… Сойдём и смешаем языки их" (Быт. 11. 6-7). И так как на протяжении всего Писания Бог называется единственным числом, словом "Я", то это и значит, что "Мы" - это несколько ипостасей, а "Я" - это единство ипостасей.
Ветхозаветный Давид прямо указал на две (из трёх) ипостаси Бога - Отца и Сына: "сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109. 1). И в этом же псалме указание на грядущий Суд Сына: "клялся Господь и не раскается: Ты (Сын) священник вовек по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной" (Пс. 109. 4-6; Евр. 5. 6; 7. 17).
Вот как говорится о предначальности Иисуса в Ветхом Завете: "И ты, Вифлеем-Ефрата, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5. 2). Признание Иисуса: "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" (Ин. 8. 25). И вот молитвенные слова Иисуса к Отцу: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которою Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин.17. 5).
И в Новом Завете: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин. 3. 13). А Сам Иисус сказал: "Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому, что возлюбил Меня прежде основания мира" (Ин. 17. 24). И не о чём ином, как о Своем предвечном существовании, сказал Иисус своим семидесяти ученикам следующими словами, объясняющими власть Своего имени над бесами: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молния; се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам" (Лк. 10. 18-19). Об этом же Он сказал и Иоанну Богослову: "которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира" (Откр. 13. 8).
Апостол Павел: "Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу" (1 Тим. 2. 3). Ну а так как на протяжении всего Нового Завета Спасителем называется Сын Божий Иисус Христос, то этими словами Апостол Павел прямо указывает на Божественность Иисуса, потому что нет Спасителя кроме Бога (Ис. 43. 11).
Некоторые сектанты из этой же главы послания к Тимофею указывают на следующий стих: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос" (стих 5). А поэтому, говорят они, Иисус Христос, пусть и не простой, но человек.
Но, во-первых, надо продолжить: "… предавший себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство" (1 Тим. 2. 6). А во-вторых, обратимся к словам Иисуса: "Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20. 28). Иисус потому является Сыном Человеческим, потому что рождён человеком (Девой Марией).
РЕЗЮМЕ
Вслед за апостолом Фомой, давшим первое исповедание Воскресшего Спасителя Господом и Богом (Ин. 20. 28), учат о божественном достоинстве Иисуса Христа и другие апостолы. Христос есть Бог, явившийся во плоти (1 Тим. 3. 16), вочеловечившееся Слово, которое изначально было у Бога и Само было Богом (Ин. 1. 1; 1 Ин. 1. 1), и в Нём обитает вся полнота Божества (Кол. 2. 9).
Апостол Павел называет Иисуса Христа Богом, сущим над всем (Рим. 9. 5). Евангельское учение усвояет Христу владычество над мёртвыми и живыми (Рим. 14. 4-9), видит в Нём образ поклонения и молитвы (1 Кор. 1. 2; 2 Кор. 12. 8), источник благодати (Рим. 1. 7; 1 Кор. 1. 3), ипостась оправдания (Рим. 4. 25), спасения (Рим. 10. 9, 13) и жизни вечной (Рим. 6. 23), начало и основание всякой власти в Церкви (1 Кор. 5. 4).
Другой вопрос: как мог Сын Божий сойти с неба, если Он вездесущ? Да, Сын Божий, как и Отец, вездесущ, и, следовательно, Он и на небе и на земле; но раньше Он на земле был невидимым, и только явление Его на ней в человеческой плоти мы выражаем словами "сошедший с небес". Иначе - Бог никогда не разделялся, на земле был вездесущий Бог в теле человека.
Также и название "Сын Божий" употребляется не в нравственном, и даже не в теократическом смысле, а в собственном и исключительном. Христос - Сын Божий есть вечный образ Бога невидимого, то есть стоит в отношении полнейшего равенства с Богом, и извечно пребывает с Ним в теснейшем внутреннем общении. Иисус Христос творец всего мира и Вседержитель (Ин. 1. 3; Кол. 1. 16-17; Еф. 3. 9; Евр. 1. 2-3; 2. 10), равно как источник новой благодатной жизни искупленного Им человечества. Всё от Него исходит и к Нему же всё направляется (Кол. 1. 16; Рим. 11. 36; Евр. 2. 10).
Помимо всего сказанного, учение о Божестве Иисуса Христа нашло себе выражение в апостольском правиле молитвенного призывания имени Иисуса Христа (Деян. 7. 59; 9. 14; 1 Кор. 1. 2; Откр. 22. 20).
Замечательно, что ещё до Рождества Христова праведная Елизавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим приветствием: "Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лк. 1. 42-43). Ясно, что у праведной Елизаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет Апостол Лука, Елизавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.
"Христос по плоти, сущий над всеми Бог" (Рим. 9. 5).
Главная
Вероучение - подробно
История Православной Церкви |