заголовок окна
ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ВЕРОУЧЕНИЕ - ПОДРОБНО ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР СТРОЙ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

История христианской церкви
 

История христианства древнего мира
Революция в России 1917 года



Hosted by uCoz

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА ДРЕВНЕГО МИРА

 

 

ВРЕМЕНА АПОСТОЛОВ

 

В конце 40-х годов в первохристианском мире возникла дискуссия, грозившая разделением церкви: совершать ли ветхозаветное обрезание по закону Моисея или нет, так как Иисус Христос прямого указания на этот счет не дал. И в 51-м году апостолы собрались в Иерусалиме для решения этого вопроса. Комплексно разобрав учение Спасителя, апостолы пришли к выводу, что христианское крещение заменяет собою ветхозаветное обрезание и в духовном плане несоизмеримо выше его, так как в крещении человек становится наследником Царства Божия. Решение апостольского собора было изложено письменно. На этом же соборе было письменно узаконено епископство как высшая степень священства. Первым епископом являлся апостол Иаков, которого назначил предстоятелем местной иерусалимской церкви Сам Иисус Христос. Апостол Иаков письменно изложил последовательность церковного богослужения, основа которой сохранена и до нынешнего времени в православной церкви.

Главная деятельность, которую проводили апостолы - проповедническая. Находясь в различных странах, они обращали в христианство буквально тысячи бывших язычников и рукополагали в священнический сан достойных христиан на местах. Так, апостол Павел был в Сирии и Ефесе, основал церкви в Македонии, Южной Греции, Афинах и Александрии, поставлял епископов (в том числе и первого епископа Римского, своего ученика Лина). В Риме апостол Павел написал послание к евреям, вошедшее в состав Нового Завета. В 67 году по ложному донесению был усечен мечем.

Апостол Петр принял на себя труд распространять учение Христово между иудеями. В 44-м году, когда ему угрожала смерть от Ирода Агриппы, удалился на запад и основал церковь в Александрии. В 67 г. апостол Петр прибыл в Рим, где, по свидетельству Тертуллиана (Квинт Септимий Флоренс) рукоположил третьего римского епископа Климента. Погиб от рук язычников в 67 году.

Апостол Андрей известен тем, что в своей миссии достиг мест нынешних Киева и Новгорода и предрек в этих местах христианскую страну. В Византии он поставил первого епископа Стахия и, таким образом, от него ведет свое начало константинопольская иерархия.

Апостол Фома, называемый также Дидимом, проповедовал в Парфии и Индии. Апостол Варфоломей также проповедовал в Индии, в Аравии, и в Армении (на территории нынешнего Дагестана).

Проповедь апостолов и их учеников распространялась с такой быстротой, что уже в самом начале II века правитель Вифинии, Плиний Младший, доносил императору Траяну, что в этой области христианство проникло в страну настолько, что даже в деревнях опустели языческие храмы и прекратились языческие празднества.

 

 

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

 

Распространение христианства апостолами было продолжено их ближайшими преемниками и самими христианскими общинами. На это распространение влияла и высоконравственная жизнь христиан. Иустин Философ, писатель II века, говорит об этом: «Мы можем представить вам многих, которые обратились к вере потому, что или по соседству видели степенность христиан в обыкновенной жизни, или во время путешествия были свидетелями их терпения среди всякого рода неприятностей, или узнавали их лучше, ведя с ними дела».

Во II веке христианские проповедники из Малой Азии насадили христианство в южной Галлии; возникли церкви в Лионе и Вьене. Из Галлии христианство распространилось на восток - к германцам, а затем и в Британию.

Из Рима христианство пришло в Испанию, Персию, Мидию, Индию.

В Африке христианство пошло из Карфагена, Мавритании и Нубии (территория современного Судана).

На развитие христианства, а точнее на характер этого развития главным образом влияла политика Римских императоров: от Клавдия (40-е гг.) до Флавия Феодосия Великого (346-395), окончательно утвердившего христианство как государственную религию.

Собственно, в первые два с половиной века христианство было непрестанно преследуемо. Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. Когда же с увеличением христиан выяснились различия, языческое общество отнеслось к ним крайне враждебно. Такой перемене прежде всего способствовала языческая верхушка: жрецы, прорицатели и др. Христианам вменялось в вину непосещение увеселений и зрелищ. Им стали приписывать несовершенные преступления. Во 2-й половине 40-х годов Тиберий Клавдий издал распоряжение об изгнании христиан из Рима, хотя до середины 50-х годов, когда императором стал Нерон, клавдиевые преследования были частные.

Первое настоящее гонение началось при Нероне (54-68). Деспот-император, губивший для своего удовольствия жизнь своих подданных, сжег половину Рима и свалил вину на христиан. В Риме правительство схватило множество христиан и обвиняло их, по отзыву Тацита, «не столько в поджигательстве, сколько в ненависти к человеческому роду». Многие из них были замучены до смерти. В это гонение пострадали в Риме апостолы Петр и Павел; Петр был распят на кресте, а Павел усечен мечем. При этом отмечается, что специального указа по преследованию император не издавал, а отдавал устные распоряжения в префектуры. В числе жертв Нерона были и его ближайшие родственники (включая мать), и многие выдающиеся люди (Сенека, поэт Лукан, писатель Петроний и др.). В 68 г. Нерон в умопомешательстве кончил самоубийством.

Преемники Нерона Веспасиан и Тит (отец и сын) (69-81) оставили христиан в покое; они терпели все религиозные учения. При этом Тит Флавий Веспасиан был занят ликвидацией последствий мора и пожара в Риме в 80 г., извержения Везувия 24 августа 79 года (от которого погибли гг. Помпеи, Геркуланум и Стабии), а также строительством (Колизея, терм и т. д.).

Последующий император Домициан, второй сын Веспасиана, явился врагом христианства. В 96 году он вызвал в Рим из Ефеса апостола Иоанна Богослова и приказал ввергнуть его в котел с кипящим маслом. Но Господь Бог совершил чудо и святой апостол остался жив. Тогда Домициан сослал его на остров Патмос.

На Патмосе Иоанн Богослов написал последнюю книгу Нового Завета - Апокалипсис. При Домициане епископ Пергамский Антипа был сожжен в медном быке. Пергамцы-христиане достали останки своего епископа и предали их погребению, при этом «истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие». Так свидетельствуют о святости первых мучениках за веру Христову Священное Писание и Православное Предание. И с древнейших времен до сегодняшнего дня нетленные останки (мощи) великих подвижников христианской веры являются непреложным доказательством святости этого человека в буквальном исполнении обетования Господа: «много скорбей у праведника, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его, ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33. 20-21).

В Откровении Иоанна Богослова упоминается святитель Антипа, епископ Пергама. Пергам - древний город в Малой Азии, где во II веке до Рождества Христова был сооружен большой алтарь Зевса. В древнем мире это капище являлось центром сатанинского культа. В Откровении алтарь назван «престолом сатаны»: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у нас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель мой Антипа» (Откр. 2. 13). Православное предание говорит, что Антипа был в Пергаме «как свет среди тьмы, как роза среди терния».

Император Нерва осуществил амнистию всех гонимых и сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Однако как религия, христианство оставалось недозволенной.

При императоре Траяне (98-117) возобновились открытые гонения на христиан. При этом основной упор он делал на священнослужителей.

Император Адриан (117-138) продолжил гонения, но смягчил их презумпцией невиновности. Юридически они должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании их виновности наказываться. В это время впервые выступают защитники христианства - апологеты. Таковы были Аристид, Кодрат. В гонения Адриана были казнены известные мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София.

Марк Аврелий Философ (161-180) усилил гонения, простиравшиеся даже до Галлии.

Сын Аврелия Комод (180-192) вообще мало занимался делами правления и при нем были лишь частные случаи преследования христиан. Возможно, он был несколько нездоров, так как возомнив себя «Римским Геркулесом» и сыном Юпитера, потребовал божественного почитания. Убит заговорщиками из числа придворных. Он был последним представителем династии Антонинов и по его смерти разразились междоусобные войны. Победителем вышел Септимий Север Луций (146-211), трибун, консул и сенатор. Опираясь на легионеров и солдат, которым дал ряд привилегий, был провозглашен императором. Укрепляя дунайскую, рейнскую, британскую и восточную границы империи, повсеместно притеснял христиан. Особенно замечательны своим мужеством мученики Карфагенской области, где гонения были сильнее, чем в других местах. Так, Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, несмотря на просьбы и слезы отца и материнскую любовь к своему ребенку, объявила себя христианкой, за что была брошена в цирк на растерзание зверям и добита мечем гладиатора.

При сыне и преемнике Севера Каракалле (211-217) положение христиан не изменилось. Послабления начались с приходом к власти Гелиогабала (218-222), потому что он сам не был привязан к римской государственной религии. Воспитанный на востоке, он особенно увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христиан. К этому времени народ уже достаточно хорошо узнал христиан и их мужество перед лицом тиранов способствовали к изучению этой религии.

Преемник Гелиогабала Александр Север (222-235) уже прямо испытывал симпатии к христианству. В его божнице наряду с признаваемыми им Орфеем и Апполоном стояло изображение Иисуса Христа. В Риме была построена христианская церковь. Однако христианство все же не объявлялось религией дозволенной.

Александр Север был убит Максимианом Фракиянином (235-238) и чтобы утвердить себя на престоле стал поддерживать языческую партию. Он успел в течение непродолжительного времени издать эдикт о преследовании христиан, в особенности священнослужителей.

После Максимиана императорами были Гордиан (238-244) и Филипп Аравитянин (244-249), оба настолько благосклонные к христианству, что впоследствии о Филиппе возникло мнение, что он сам был тайным христианином. Преследований при них не было и христианство принимали даже богатые и знатные люди.

Последующий император Декий Траян (249-251) оправдал ожидания фанатичной языческой партии и после эдикта 250 г. преследования христиан в своей жестокости превосходили все предшествующие. Пастыри собирали своих духовных чад и десятками и сотнями уходили в пустыни. В этот период был казнен известный святой Киприан, епископ Карфагенский.

В 268 г. император Валериан издал эдикт, повелевавший казнить священнослужителей и знатных христиан, знатных женщин ссылать в заточение, придворных лишать имений и отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними и так обходились жестоко.

Сын Валериана Галлиен двумя эдиктами освободил христиан от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома и присвоил христианскому обществу право дозволенного в империи. Для христиан на сорок лет наступило спокойное время. Церковь открыто вступает в мир.

Последующий император Диоклетиан (284-305) в продолжении почти 20 лет своего правления сдерживал поползновения языческой партии хотя и не из религиозных воззрений, но ради внутреннего спокойствия. Но когда состарился, под нажимом «ультралевых» (зять императора кесарь Галерий), издал четыре эдикта, по которым все христиане поголовно были осуждены на пытки и смерть с целью отречения их от веры. Начались самые страшные гонения в христианской истории. В Диоклетианово гонение пострадали такие известные святые как Георгий Победоносец и Анастасия Узорешительница.

Между тем в управлении империей произошли существенные перемены. Государство уже не управлялось одним императором, а было фактически разделено на Восточную и Западную со своими провинциями и их главами - кесарями. На западе титул августа принял в 306 г. Константин, на востоке - Галерий. И если на западе Константин преследования прекратил, то Галерий продолжал почти до самой своей смерти в 311 г. Галерий тогда осознал всю бесполезность такого террора и издал эдикт о прекращении гонений на христиан. В этот период пострадала великомученица Варвара.

При императоре Константине построили новую столицу империи - Константинополь. С тех пор как Римское государство перестало быть республикой, императоры не раз намеревались перенести столицу из республикански настроенного Рима на Восток. Удалось это сделать лишь через 350 лет императору Константину. В 325 году начались постройки на мысе, выдающегося в Мраморное море. К строительству было привлечены огромные ресурсы и через пять лет был построен город на 200.000 человек. Открытие состоялось 11 мая 330 года, праздник длился сорок дней. Построенный на идеальном стратегическом месте, Константинополь вскоре стал политическим, экономическим, религиозным и культурным центром Империи.

В 337 году Константин Великий умер. Его деятельность нашла редкую в истории оценку: римский сенат счел Константина высшим жрецом, а Церковь - святым и равноапостольным.

В период его правления, в 324 г., усилиями равноапостольной Нины, уроженки Каппадокии, приняла христианство Грузия.

Последующий император Флавий Клавдий, (361-363), был племянником Константина Великого. Большое влияние на его духовое развитие оказал страстный поклонник эллинской культуры евнух Мардоний, поэтому Юлиан уже с юных лет был тайным приверженцем языческой религии. В 355 г. он был возведён императором Констанцием в цезари и назначен наместником Галлии. В 360 г. восставшие против Констанция галльские легионы провозгласили Юлиана императором-августом; после смерти Констанция (361) Юлиан стал единодержавным правителем Римской империи. Став императором, Юлиан Отступник поддержанный частью интеллигенции, открыто объявил себя сторонником языческой религии, реформировав ее на базе неоплатонизма; он издал два эдикта против христиан, восстановил языческие храмы. Языческие привязанности Юлиана Отступника были настолько фантасмагоричны, что он сам бегал вокруг костров, разрезал птиц и гадал по их внутренностям.

Наученный историей, он понимал, что кровавые преследования не могут уничтожить христианство. Поэтому, не придумав ничего лучшего, он попросту запретил в школах изучение философии и поэтики.

Аатихристианские эдикты Юлиана были отменены императором Иовианом, прекратившим гонения на христиан. В период Юлиана просиял в христианском мире знаменитый Григорий Богослов.

Достаточно спокойно проходила христианская жизнь при недолговременном правлении последующих императоров: Валентиана, Валента, Грациана. И, наконец, при императоре Феодосии (с 379) государство бесповоротно стало проводить христианскую политику. В это время стал широко известным Иероним Блаженный, он перевел на латинский язык Библию, принятой в употребление Западной церковью под названием «Вульгата».

Феодосий I, или Великий, Флавий родом из Испании, сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели императора Валента был провозглашен августом (соправителем императора Грациана), получив в управление восточную часть империи. Феодосий I запретил отправление языческих обрядов. При нём было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека, в 394 отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его Великим. Феодосий I был последним императором, объединившим (394-395) власть над восточной и западной частями Римской империи. Он же созвал Второй Вселенский Собор.

 

 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ И СУТЬ МОНАШЕСТВА

 

«Всякий, кто оставит домы, или братьев,

или сестер, или отца, или мать, или жену,

или детей, или земли, ради имени Моего,

получит во сто крат и наследует жизнь вечную»

(Мф. 19, 29)

 

Монашество Древнего мира представляет собой уникальное явление в мировой истории. В Израиле, Сирии, Северной Африке создавались многотысячные города, в которых почти всё население состояло из монахов.

Монашество развивалось по двум основным направлениям: общежительному и отшельническому. Исследователь монашества Палладий, совершивший путешествия по этим местам в конце IV века, писал: «Посетив многих святых и прожив года три в монастырях около Александрии, где видел до двух тысяч великих, весьма ревностных и доблестных мужей, украшенных всякою добродетелью, я оттуда пошёл в Нитрийскую гору. К сей горе простирается большая пустыня, простирающаяся до Эфиопии и Мавритании. На самой горе живёт до пяти тысяч мужей. У них семь пекарней, в которых готовят хлеб и для себя и для отшельников числом до шестисот. В Тавениссии был монастырь, в котором подвизалось до трех тясяч мужей…Всего в Нитрийской пустыне было до пятидесяти монастырей». На горе Писпер располагался знаменитый монастырь на пять тысяч человек, руководимый Макарием Великим.

В Тавениссийском округе была и женская обитель с 1800 инокинями. Женские монастыри в Египте не уступали мужским ни по количеству населявших их инокинь, ни по строгости подвижнической жизни. В городе Оксиринхе числилось 20.000 инокинь, в городе Антиное было 12 женских обителей.

 

Каппадокия - это древнее название местности в средней Анатолии, маленькая область у города Невшехир в долине Гереме. В вулканических каньонах 50 метровой высоты сейчас расположены турецкие деревушки, а в IV веке здесь процветала монашеская христианская жизнь. На юге Каппадокии можно увидеть целые подземные города, построенные греками-монахами. Некоторые из них уходят вглубь земли на 40-50 этажей. Отшельники-монахи стекались сюда со всей восточной Римской империи, сочтя пещеры идеальным местом для киновий (скитов), чтобы быть ближе к Богу.

Долина Гереме обладала особой привлекательностью еще и потому, что застывшая вулканическая лава относительно легко поддавалась обработке и в горах и скалах можно вырубить множество церквей, келий и переходов. По сей день в долине Гереме сохранилось более 360 церквей, украшенных колоннами и фресками, а во всей Каппадокии - гораздо больше. Только в Гереме подвизалось несколько тысяч человек.

Южнее долины Гереме находятся два подземных города - Каймакли и Деринкюю, в которых до сих пор ведутся археологические исследования.

Древние христианские монастыри простирались и далеко на север: от Нижнего Дуная до Ирландии.

Святой Василий Великий был епископом Кесарийским, он разработал устав монашеской жизни, по которому и ныне строится жизнь в монастырях.

В христианской церкви древнего периода и сформировалось учение о монашеской жизни. Чтобы лучше понять философию монашества, следует обратиться к ее первоисточникам - трудам основоположников монашествующего жития: Антония Великого, Макария Египетского, Иоанна Лествичника (все - IV век) и другим.

Все авторы свидетельствуют, что установление монашества, этого сверхъестественного жительства, никак не дело человеческое: оно - дело Божие.

Преподобный Кассиан Римлянин (IV-V век), проведший значительное время между иноками Египетского Скита и преподавший позднему потомству уставы и учение египетских монахов, говорит, что в первые времена христианства наименование монахов получили в Египте избранные ученики святого апостола, евангелиста Марка, первого епископа Александрии. Они удалились в самые глухие пригородные места, где проводили возвышеннейшее жительство по правилам, которые предaл им Апостол.

Апостол Петр всех своих последователей, ставших его учениками, и хотящих приобрести Царство Небесное, научает отречься от себя и более не для себя жить, «но для умершего за них и воскресшего» Христа (2 Кор. 5, 15). Поэтому, желающему стать достойным воином Христовым против «мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6, 12), нужно, прежде всего, удалиться от мирских попечений и придерживаться Господа, моля Его о получении меча духовного (Еф. 6, 17).

Что касается ветхозаветной религии, то аскетические элементы определялись в ней глаголами Божиими Своему народу: «святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2). Поэтому аскетизм того времени выразился в назорействе (Числ., гл. 6), в служении при скинии и в особенности, проходившем по обету (например, Самуил, 1 Цар., гл. 1 и 2), в состоянии «сынов», или «ликов пророческих» (3 Цар. 18, 4; 22, 6), в форме нищеты (Ионадав и его потомки - Иер. 35, 6-9) и отшельничества (пророк Илия, Иоанн Предтеча). Чуть позже укоренились высшие «законы благодати» - безбрачие: «И было (к Иеремии) слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем» (Иер. 16, 1-2).

Святые Отцы называют монастырь духовной врачебницей. Мы (монахи) приходим из мира в монастырь, чтобы оставить греховные навыки, полученные в мирской жизни, и вне влияния на нас соблазнов, которыми преисполнен мир, стяжать навыки или поведение истинно-христианские.

Древние иноки называли монашествование евангельским жительством (Лествица 1:4). Иноки, подчиненные преподобному Пахомию Великому (в Нитрийской пустыне), обязывались выучить Евангелие на память, чтобы иметь законы Богочеловека как бы в постоянно открытой книге, в памяти, чтобы непрестанно зреть их очами ума, иметь их начертанными на самой душе.

 

Преподобный Макарий Египетский, великий учитель Церкви, размышлял с монашествующей братией: «Нам следует знать, кто такой монашествующий и благодаря какому образу жизни он действительно заслуживает имя монаха. Говорим так, как передал нам Христос. Во-первых, монах называется монахом потому, что он - один, а также потому, что отказывается от женщины и отрекается от мира, внутренне и внешне. Внешне - ибо отрекается от всего материального и от всех мирских вещей, а внутренне - ибо отрекается и от самих мыслей об этих вещах, чтобы не воспринять помыслов мирского попечения. Во-вторых, он называется монахом потому, что в непрерывной молитве призывает Бога, дабы очистить ум свой от многих тяжких помыслов. И его ум сам в себе также становится монашествующим, один на один обращаясь к истинному Богу».

Помещение монашества вдали от селений, в пустынях, совершилось по откровению и повелению свыше. Преподобный Антоний Великий призван Богом к жительству в глубокой пустыне; преподобному Макарию Великому повелел ангел поместиться в пустыне Скитской, преподобному Пахомию Великому повелел, также ангел, учредить в пустыне иноческое общежитие и предaл правила для жительства иноков.

Совершенное отречение состоит в том, чтобы преуспеть в безпристрастии даже и к самой жизни и иметь себе осуждение смерти, да не на себя надеющиеся будем (2 Кор. 1, 9).

Непременным условием истинного монашествования святые отцы полагали полное отречение от мира «из него выйти и всякое пристрастие к вещам отсечь» (Антоний Великий), стремясь получить обетование Господа «если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь бедным и иди за Мной». И в других местах: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1 Кор. 9, 19), «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10).

Отрекшийся от вещей, а также женщин, денег и тому подобного - соделал монахом своего внешнего человека, но не внутреннего. А отрекшийся от страстных мыслей об этих вещах, соделал монахом и своего внутреннего человека, то есть ум. Внешнего человека, если захотеть, легко сделать монахом, но сделать им внутреннего человека требует немало подвига. Но кто в роде сем полностью избавился от страстных мыслей и удостоился чистой и невещественной молитвы, что и есть признак внутреннего монаха? И только совпадение внутренней и внешней сторон, содержания и формы, и делает монаха истинным подвижником. Также определил суть истинного монашества и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, когда высказал мысль о трех «отречениях» от мира: «Первое из них есть то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе - в коем оставляем прежние нравы и порочные страсти, как телесные, так и душевные; третье - в коем, отвлекая свой ум от всего видимого, созерцаем невидимое».

Апостол Павел учит, какой должна быть душа, удалившаяся от брака и от уз мира: «Незамужняя заботится о Господнем, чтобы быть святою телом и духом» (1 Кор. 7, 34), чтобы сочетаться браком с незапятнанным и чистым Небесным Царем. Ведь душе, жаждущей сочетаться с Ним, и желающей стать «одним духом» с Ним (1 Кор. 6, 17), следует уподобиться Его безукоризненной и чистой красоте, согласно сказанному апостолом Иоанном: «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3, 3).

 

В первом послании к Коринфянам апостол говорит о пути «еще превосходнейшем», показывая плоды любви и то, как стяжавшие ее избавляются от порочных страстей: «Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, все переносит, всему верит, всего надеется» (1 Кор. 13, 4-7). И еще он говорит, что любовь «никогда не перестанет». Последние слова означают, что обладающие духовными дарами, но еще не избавившиеся посредством преизобильной любви Духа от страстей, подвергаются еще опасности, поскольку не перестают вести брань с духами лукавства.

В основе монашества лежит святоотеческая «теория познания», то есть через рациональное познание достигается созерцание (феория), которая в свою очередь приводит к вeдению (гносис) как высшей степени богопознания. Вот как Макарий Великий определяет по этому поводу различение монашествующих с мирскими: «Испытай себя: не занимают ли тебя земные попечения, великая забота о телесной пище и одежде, о прочих нуждах и о покое, не промышляешь ли о себе, в чем велено тебе вовсе не заботиться. Узнай: плотские страдания не приводят ли тебя иногда к земным врачам, как будто Христос, в Которого ты уверовал, не может уврачевать тебя? Ты, инок, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим и родиться свыше от Духа, приявший обетования высшие и бoльшие, и соделавшийся чуждым для мира, должен приобрести новые и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь».

Писаный закон излагает многие таинства сокровенным образом; монашествующий же, если он непрестанно подвизается в молитве и в общении с Богом, обретает его, и благодать Божия являет ему самые сокровенные тайны Писания, внушающие благоговейный трепет. Ведь путем простого чтения запечатленного в письменах закона нельзя достигнуть того, что достигается путем служения Богу, поскольку именно в этом служении и исполняется всё.

Преподобный Макарий Египетский изначально рассматривает великие аскезы лишь как путь к наивысшей цели призвания совершенства. И далее великий учитель Церкви кульминационным местом «Великого послания» определяет смысл иноческой жизни: «Поскольку же они так уверовали и так возлюбили Бога, постольку получат они воздаяния неизреченных обетований Царства. Таковые души смогут благоугодить Богу и стать наследниками Царства; имея сокрушенное сердце и будучи нищими духом, они всегда алчут и жаждут правды, и, устремляясь к совершенным почестям, они, вследствие своей возвышенной любви к Богу, будут вознаграждены высшими дарами».

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ДОГМАТИКИ

 

Христианское вероучение сосредоточено в двух источниках - Священном Писании и Святом Предании. К Писанию относятся неизменяемые книги Ветхого и Нового Заветов, на том основании, что, по словам Господа «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5. 18), а также: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие» (Откр. 14. 6) и у апостола: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13. 8-9).

Поэтому очевидные и неизменяемые истины стали называться догматами (греч. dogma), а те положения, которые неочевидны и изменяемые во времени стали называться теми или иными учениями церкви. Так Божественность Иисуса Христа, сущность Троицы, единство Церкви Христовой, будущее второе пришествие Христа с Божиим судом - несомненно, догматы, а правила соблюдения постов - учение Церкви, изложенное в Предании.

Догматы утвердились не сразу. Необхомимо было время, чтобы всесторонне изучить Священное Писание, в доступном виде изложить его «на бумаге», аргументировано изобличить ереси. Главным культурным центром Востока была египетская Александрия, где интеллектуальная жизнь била могучим ключом. Совершенно естественно, что и догматические движения развились в той же Александрии, которая с конца II века сделалась центром богословского развития и приобрела в христианском мире особую славу.

Самыми известными представителями Александрийской школы (школы - и в буквальном смысле) были: Пантен, выходец из школы стоиков, Флавий Климент, бывший язычник, впервые соединивший богословие с наукой («Строматы», 210 г.), Ориген, автор сотен богословских работ («Против Цельса», «О началах») и преподаватель Александрийской школы.

Североафриканская школа (Карфаген) выпустила таких великих богословов, как Тертуллиан и епископ Киприан. Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс, 150-220 гг.) впервые ввел слово Троица как, как смысловое имя единого Бога одновременно в трех ипостасях. Тертуллиан показал, что несмотря на множество поместных церквей, христианство являет собою единую Церковь Христову.

Кесарийская школа, - ее яркими представителями являлись Григорий Чудотворец и Памфил.

Школа Восточносирийская. Основана великим Ефремом Сириным в самом начале IV века. И сейчас его книги пользуются спросом у широкого читателя.

Когда вся подготовительная работа была проведена, по инициативе императора Константина в 325 году в Никее (современный Изник), был созван Вселенский Собор из предстоятелей всех поместных христианских церквей того времени. Всего участников было 318. Выдающееся значение на этом Соборе принадлежит знаменитому Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских, который аргументировано доказал несостоятельность распространенных ересей [3]

Однако, после Первого Вселенского Собора появились новые ереси. Для их обличения, по инициативе императора Феодосия I Великого в Константинополе, в 381 году состоялся Второй Вселенский Собор. Всего же Вселенских Соборов было семь: 3-й Собор - 431 г., г. Эфес; 4-й - 451г., г. Халкидон; 5-й - 553 г., г. Константинополь; 6-й - 680 г., г. Константинополь; 7-й - 787 г., г. Никея. Положения всех семи Соборов и являют всю полноту христианского вероучения. Основные догматы, в количестве 12-ти, утвержденные на первых двух Соборах, являются основой вероучения, малейшее отступление от которых и является ересью.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, в период древнего мира, когда болезненно ломалось язычество, в горниле борьбы христианство выработало настолько выкристаллизованное учение, что им, лишь с минимальными изменениями, дополнениями руководствуется православная церковь и ныне.

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Источники

 

1.1.                 Библия. Синодальный перевод.

1.2.                 Иоанн Лествичник. Лествица.

1.3.                 Творения преподобного Макария Египетского. М. Паломник, 2002 г.

1.4.                 Творения Антония Великого. М. Ковчег.

1.5.                 Творения преподобного Максима Исповедника, книга 1, М. Мартис, 1993 г.

1.6.                 Древнерусские повести. Пермь. 1991 г.

1.7.                 Палладий. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М. КРОН-Пресс.1992.,

 

2.   Литература

 

2.1.                 Духовные наставления. М. Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег. 1998 г.

2.2.                 Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. Паломник, 1998 г.

2.3.                 Соловьев Александр, протоиерей. Старчество по учению святых отцев и аскетов. М. Благовест, 1995, по изданию г. Семипалатинска, 1900 г.

2.4.                 Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетические опыты. Минск, Лучи Софии. 2001 г.

2.5.                 Тальберг Н. Д. История христианской церкви. М. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 2000 г.

2.6.                 Муравьев А. Н. Первые четыре века христианства. С-Пб. Общество святителя Василия Великого. 1998 г.

2.7.                 БСЭ, электронная версия CD-ROM, 2003 г.

2.8.                 Васильев А. А. История Византийской империи. С-Пб. Алетейя, 1998 г.

2.9.                 Игнатий Брянчанинов, святитель. Приношение современному монашеству, т. V. М. Правило веры, 1993 г.

 

Hosted by uCoz


"Византия. Гибель империи". Скачать фильм 680 Мб









Hosted by uCoz