Почитание святынь
 

Ковчег Завета (реконструкция)



Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями.

( Мф. 7. 6)


....«Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И ещё: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10. 28-31). Такими словами Апостол и Сам Иисус Христос (прочитайте ещё раз эпиграф) говорят о святынях как о всем известных вещах, потому как они, святыни, были и почитались ещё в ветхозаветной церкви: «Только святыни твои, какие будут у тебя, и обеты твои приноси, и приходя на то место, которое изберёт Господь Бог твой, чтобы призываемо было имя Его» (Втор. 12. 26). О чаше, в которой было вино на тайной Вечери, Иисус сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови». Этими словами Иисус наделил мистическим значением, или сакральным образом, тот сосуд, из которого они пили. И теперь в церкви Чаша для причащения считается святыней. И не свята ли книга Библия?
....Некогда, беседуя с одним протестантом, я заметил ему, что его Библия весьма измусолена, без обложки и вся исчёркана заметками. На это он как раз и ответил, что только православные поклоняются «доскам» и «типографской продукции», а Бог, мол, в сердце. Я спросил: – А можешь ли ты бросить Библию в огонь? Он отвечает, – да, это ведь только бумага. – А не подумал ли ты, что бросая Библию в огонь, ты не бумагу сжигаешь, а отвергаешься всего того, что в ней написано? Подобно тому, как сжигают идолов и переименовывают в городах улицы. Не думал ли ты над тем, почему сатанисты, мучая христианина, заставляют его самому с себя снять нательный крестик? Почему вы, протестанты, не задумываетесь над тем, что даже для сатанистов является естественным понятием? А православные, целуя Библию, целуют не бумагу, а чистые словеса Божии.
....Парень задумался. Совесть у него была.
....Получается, что святыни «отменили», вопреки Божиему Завету, лишь сами протестантские конфессии.
....В Библии со всей определённостью говорится о почитании святынь. Соответственно, поругание их наказывается самым жёстким образом. Ветхозаветный Оза был умерщвлён только за то, что дерзнул прикоснуться к святому ковчегу: «И пошёл Давид и весь Израиль… И повезли ковчег Божий на новой колеснице из дома Авинадова; и Оза и Ахия вели колесницу. Когда дошли до гумна Хидона, Оза простёр руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его. Но Господь разгневался на Озу, и поразил его за то, что он простёр руку свою к ковчегу; и он умер тут же пред лицем Божиим» (1 Пар. 13. 6-7, 9).

....Теперь об иконах. Но прежде всего нужно выяснить, что Священное Писание понимает под идолами, а что под священными изображениями. Под идолами Священное Писание понимает изображения ложных богов, которым поклонялись язычники, например, Молоха (Лев. 18. 21), Ваала и Астарты (Суд. 2. 13). Идолам приносили человеческие жертвы и совершали перед ними блудодеяния (Иер. 7. 31; 23. 14).
....Но перед священными изображениями в Ветхозаветной Церкви молясь, поклонялись (Пс. 5. 8); падали лицом до земли (Нав. 7. 6); приносили перед ними жертвы (3 Цар. 3. 15); воспевали (Пс. 137. 1-2); кадили фимиамом (Исх. 30. 1; 6. 8); зажигали светильники и лампады (Исх. 37. 17-23; 27. 20-21).
....Прочитаем же внимательно с 15-го по 28-й стихи 4-й главы Второзакония, на которые ссылаются иконоборцы: «Твердо держите в душах ваших,.. дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота,.. птицы крылатой,.. рыбы; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звёзды… не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил им всем народам под всем небом». Хотя текст и сокращён, но контекст сохранён. А смысл ясен: не поклоняйся тому, что создано Богом для человека. К слову говоря, в этом месте говорится и о запрете заниматься астрологией, ибо в этом случае человек попадает под влияние того, что находится ниже его самого. Но читаем дальше: «И будете там служить другим богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат». Этими словами и выражена суть идолопоклонства – поклонение чему-то иному, или кому-то иному, а не Богу. Но если на иконе изображён символический образ Христа, Богородицы, Ангела, то люди и поклоняются Христу, Богородице, Ангелу, а не какому-то кумиру. И не имеет значения из какого материала сделана икона. Человек поклоняется образу, а не материалу. Доказательством тому, что православные покланяются образу, изображённому на иконе, является то, что когда икона приходит в негодность, так что написанный образ уже не различим, её сжигают как обычную бумагу или дерево.
....Именно такое поклонение Ангелам через образ и было в ветхозаветной церкви. Причём этими образами ангелов повелел Моисею устраивать скинию Сам Бог: «Скинию же сделай из десяти покрывал… и херувимов сделай на них искусною работою» (Исх. 26. 1). «И сделай из золота двух херувимов» (Исх. 25. 18). А вот икона в традиционном виде: «и вырезал на стенах херувимов» (2 Пар. 3. 7), также (3 Цар. 6. 35).
....Прямо противоположно поклонение кумиру. Евреи на пути в землю обетованную сотворили себе золотого тельца, поклонились ему и сказали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32. 8). Какой же у них был повод для изготовления кумира? Народ сказал Аарону: «Встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32. 1). Это место Библии особо любимо иконоборцами. Они говорят: – “вот первый идол! И за это Бог их наказал!“ Но прежде чем кричать, следует подумать; что сделали евреи: образ или идол? Если образ, то они не могли видеть Того, с кого его делать. Но сделали они кумира как собственно бога, который бы шёл перед ними как человек. И поклонились они уже не Богу, и даже не образу, а конкретно этому идолу. И как мы помним, в дальнейшем Бог запретил отливать идолов. Именно такое объяснение даёт пророк в 105-м псалме: «Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившее великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чёрмного моря. И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине» (Пс. 105. 19-23). Так в чем же смысл этого псалма? Подумаем над фразой ядущего траву. Можно ли предположить, что это статуэтка изображает вола, который наклонил голову и щиплет траву? Нет, потому что в 32-й главе Исхода на эту подробность нет указаний. Давид же, писавший псалом в более аллегорической форме, тем более не стал бы «распыляться» на описание идольской статуэтки. Он описал суть этого животного. Оно – жвачное. И евреи, забыв Бога, Спасителя своего, сделали своим богом чрево – похоти и уныние. Поэтому поклонились они сначала своим похотям, страстям, источник которых демон, а потом уже и внешним образом, действием – золотому идолу.
....Обратная суть в христианстве; верующие изначально, в духе, мысленно поклоняются Господу Иисусу Христу и потом уже, внешним действием, читают молитвы перед иконами.
....Для оправдания «святонеприятия» сектанты приводят следующее место: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» (Втор. 6. 13; Мф. 4. 10). Но при этом следует отличать «поклонение» и «служение». Так Иаков, встречая своего брата, «поклонился до земли семь раз» (Быт. 33. 3). Тот факт, что Иаков поклоняется перед Исавом, не говорит о том, что он идолопоклонник. Также разрешает Библия и поклонение священным изображениям: «и поклонюсь Твоему храму святому» (Пс. 137. 2). В Новом Завете мы видим, как Иисус Христос выгонял из храма торговцев (Ин. 2. 13-14), но нигде мы не видим повеления «выкинуть херувимов из храма». Они как были священны, так и остаются.
....Христианское иконопочитание берёт своё начало со дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Первой иконой является образ Христа Спасителя, отпечатанный на убрусе (полотне), от которого царь Едесский Авгарь получил исцеление. Эта икона известна как «Спас Нерукотворный».
....Сама по себе икона не может творить чудеса, но Бог через иконы или другие святыни может показать Свою силу или знамение. И вот как это показывает Священное Писание: «И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он ответил: жезл. Господь сказал: брось его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него» (Исх. 4. 2-3). Позже этот посох рассёк Чёрмное море и извёл воду из скалы. Была у этого посоха своя сила? Своя – нет, но Бог показал Свою силу через этот посох, даровав ему Свою благодать. Также и через милоть Илии Бог показал Свою силу, когда Елисей совершал знамения, которых не мог совершить сам по себе.
....Но вот истинный Бог явился во плоти (1 Тим. 3. 16), после чего и стало возможным сделать Его образ. Причём Библия предписывает чествовать и святых: «Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу» (Сир. 44. 13-14). Ветхозаветные евреи почитали могилы пророков и патриархов и перенесли из Египта кости Иосифа. Мария Богородица сказала: «Призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1. 48). Разумеется, это желание Самого Господа. Причём духовное служение праведника настолько значимо пред лицем Бога, что Он иногда объявлял грешникам Свое прощение и милость только под условием ходатайства святых праведников: «Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42. 8). Святые же, как уже показывалось в главе о душе, стоят перед Престолом Господним сразу же по своей телесной смерти (2Мак. 15. 12). И более того, они могут ходатайствовать за живых: «Видение же его (Иуды) было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго… что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский» (2 Мак. 15. 12).
....Как показывают многочисленные примеры уже нашего времени, иконы с изображениями святых проявляют чудеса: мироточат и исцеляют. Кстати, о мироточении. Во времена перестройки Раиса Горбачёва, увидев мироточащии иконы в Киево-Печёрской лавре, дала распоряжение исследовать состав мира. Оказалось, что это очень сложные белково-жировые соединения, но на дальнейшие исследования у государства, как обычно, не хватило денег.
И такой идеологический конфуз: если бы протестанты действительно радели о соблюдении Моисеева закона в их собственной интерпретации, то никогда бы не фотографировались и даже не вклеивали бы в паспорта свои фотографии, а их периодика не пестрела бы рисунками и этими самыми фотографиями.

....Теперь о Кресте. Через Святой Крест совершено оправдание (1 Петра 2. 24), спасение и примирение Бога с человеком (Кол. 1. 19-20). Посредством Святого Креста Спаситель избавил нас от диавольской власти (Кол. 2. 15), «убив вражду на нём» (Еф. 2. 16). Крест – слава Христа (Ин. 17. 1; Флп. 2. 8); он – орудие нашего спасения (Кол. 1. 19-20; Еф. 2. 16); он – победное знамя Христа (Мф. 24. 30). Крест Христов – великая святыня ещё и потому, что он обагрён пречистой кровью Богочеловека. Если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились в жертву животные, и всё к нему принадлежащее было святыней великою (Исх. 30. 28-29), так что всё и вся прикасавшиеся к нему освящалось, то насколько выше должно нам почитать новозаветный жертвенник, коим является Крест Христов!
....Крест Христов для каждого христианина есть любовь, явленная Творцом к своему творению. Апостол Павел ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6. 14). Христиане первых веков были гонимы именно за Крест Христов (Гал. 6. 14), и только «враги Креста Христова» (Фил. 3. 18) не почитали его святынею.
....Всю христианскую догматику и христианскую нравственность можно выразить в двух кратких предложениях:
....– верую в Триединого Бога, Который дал мне всё и отдал за меня Сына Единородного;
....– я должен отдать всего себя Богу и людям – распять свои грехи – и не имею права поступить иначе.
....Суть и одного и другого соединяется в кресте, орудии и средоточии нашего спасения.
....Что касается вещественного креста, то древо жизни, насаждённое Богом в раю, предызобразило этот честный крест. Ибо поскольку смерть вошла посредством древа (Быт. 3. 6), то подлежало, чтобы через древо же были дарованы и жизнь и Воскресение. В книге Премудрости Соломона сказано: «Благословенно древо, через которое бывает правда!» (Прем. 14. 7).
....Одно из мессианских пророчеств мы находим в книге Чисел (21. 9), где говорится о том, как Моисей сделал медного змия и водрузил его на древко, как знамя. Человек, ужаленный змеёй, взглянув на медного змия, оставался жив. Сам Господь Иисус Христос говорит о том, что медный змий на древе – это прообраз распятия Сына Человеческого (Ин. 3. 14). Вслед за Ним и святые отцы объясняют, что образ медного змия – это образ Спасителя, распявшего наши грехи на кресте, и тот, кто взирает на Него, исцеляется от греха и похотения и остаётся жив для жизни вечной.
....Теперь поговорим о крёстном знамении (когда крестятся рукой). Протестанты не признают его, утверждая, что Бог «не требует служения рук человеческих» (Деян. 17. 25). Но надо полностью прочитать этот стих из слова Божия: Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду». Крёстное знамение мы совершаем не для Бога, а для себя, Если бы руки наши не могли славить Бога, то как тогда понимать слова Апостола: Желаю, чтобы на всяком месте произносили мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2. 8)? И то, что руки могут участвовать в молитве, видно из Ветхого Завета: «Услышь.., когда поднимаю руки свои ко святому храму Твоему» (Пс. 27. 2).
....Вот суть значения крестного знамения:
....– это кратчайший символ веры. Три вместе сложенных пальца означают Пресвятую Троицу; два пальца, прижатых к ладони, – Господа Иисуса Христа, в двух природах пришедшего на землю: божественной и человеческой, где землю символизирует ладонь. Три пальца: большой, указательный и средний, соединенные вместе, символизируют Святую Троицу. Само осенение означает, что Христос умер на кресте за меня и я исповедую его своим Господом.
....– это краткая молитва, просьба к Богу освятить и употребить всего меня для служения Ему: ум (пальцы прикасаются ко лбу), жизнь и чувства (живот) и силы физические (плечи).
....– это один из способов исполнения заповеди апостола Павла «Помни Господа Иисуса Христа» (2 Тим. 2. 8).
....«Крест, хранитель всея вселенныя; крест, красота церкве; крест, царей держава; крест, верных утверждение; крест, ангелов слава и демонов язва» (светилен утрени Воздвижения Честнаго и Животворящаго креста).

....Выделяется четыре основные функции иконных изображений, как они были осмыслены и оформились в церковной традиции к VIII столетию. Я говорю именно об оформленной традиции, исследованной и доказанной. Само же иконопочитание, как уже говорилось, возникло с первого века христианства. Итак, во-первых, икона, как и всякий религиозный символ, не замыкает внимание созерцающего её на самой себе, но возводит его ум через созерцание глазами к созерцанию духовному. Во-вторых, священные изображения не только возводят ум к духовным сущностям, но и сами причастны к возвышенному, небесному, ибо Спаситель, снизойдя Своим воплощением к «смиренному мудрованию» людей, сохранил Свою возвышенность. В-третьих, иконы имеют божественную благодать, ощущаемую человеком телесно, физическими чувствами, которая даётся им ради тех святых, которые ныне ходатайствуют за всех нас перед Богом. Благодать эта даётся иконе Святым Духом и может проявить себя энергийно. Благодаря этой энергии, верующие общаются со святыми угодниками и через это получают освящение. Наконец, совершая поклонение образу, мы воздаём достойную честь самому первообразу, то есть тому, кто изображён на иконе.


....РЕЗЮМЕ

....Как во времена потопа Бог мог и без ковчега спасти Ноя, ибо всё возможно Богу, как и евреев Он мог спасти без медного змея от укусов гадов, так и ныне Господь наш посредством видимых икон и других святынь невидимо помогает и спасает. Если иконы и храмы, как бездумно (а точнее – безумно) утверждают сектанты, подобны идолам, то и скиния, сотворенная Моисеем, и храм, построенный Соломоном, по их логике подобны идольским храмам, и жертвы, приносимые в них подобны языческим жертвам. И даже ковчег, в котором были скрижали завета, по-сектански ничем не отличается от обычных ящиков.
....В одном музее восковых фигур однажды выставили скульптуру Гитлера, и посетители её опрокинули и растоптали (случай повторился и в июле 2008 г. в Берлине). Но никому не придёт в голову подумать, что эти люди испытывали ненависть к куску воска. Всем ясно, что разбивая образ Гитлера, они выражали своё отношение к первообразу, к самой его личности. То есть, в жизни мы всё понимаем правильно. Когда же дело касается почитания святынь, то многие становятся слепыми богохульниками.
....В воплощении Господь Сын принимает образ человека, созданного по образу Божию, становится настоящим человеком. Поэтому мы и изображаем Христа по человечеству, исповедуя тем действительность воплощения, веру в Сына Божия, ставшего видимым и изобразимым и открывающим нам Отца, Образом Которого Он является. Образ Сына (икона)→Сам Господь Сын Иисус Христос→Бог Отец→Пресвятая Троица соединены в глубочайшем богословском и мистическом проникновении.


Несусвет


Главная страница
Вероучение - подробно
История Православной Церкви



Hosted by uCoz