Строй православного богослужения
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ВЕРОУЧЕНИЕ - ПОДРОБНО ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РЕВОЛЮЦИЯ 17-ГО ГОДА  


    В архитектуре и интерьере храма нет ничего лишнего: каждый предмет имеет глубокое значение. Храм - подобие неба на земле, где таинственно и непостижимо пребывает Сам Владыка неба и земли, Господь Иисус Христос, и таинственно и реально пребывают и служат Ангелы. В храме, в его архитектуре, расположении и частях, в иконах и убранстве, в Богослужении с чтением Священного Писания, пением, перед нашими глазами предстаёт вся ветхозаветная, новозаветная и церковная история, весь Божественный замысел о человеке и наше чаяние о спасении.

    Люди идут в храм не только для индивидуальной молитвы, но для того, чтобы собраться в Церковь, чтобы всем вместе - соборно, составить Церковь, глава которой - Христос. Церковная молитва - это та молитва, о которой Господь сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного". Церковная молитва имеет особую силу ещё и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. С древнейших времён православный храм имеет вид корабля, обращённого на восток, откуда пришло Солнце Правды.

    Распространена форма храма и в виде Креста, на котором произошло спасение мира. Реже встречаются восьмиугольная и круглая формы храмов. Восьмиугольная форма символизирует путеводную звезду в Царство Небесное; круглая - вечное существование Церкви. Количество куполов (глав) на храме имеет своё значение. Один купол ставится в честь единого Бога, три - в честь Святой Троицы, пять - в честь Спасителя и четырех Евангелистов, тринадцать - Спаситель и двенадцать апостолов. Как ветхозаветный храм разделялся на три части: двор, святилище и святое святых, так и христианский храм делится на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь. И как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь - Царство Небесное. В Ветхозаветной церкви во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придёт время, когда Христос через пролитие Своей крови откроет Царство Небесное для всех, кто с верой приходит к Нему. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. Но в христианском храме стоят все верующие, потому что для них теперь открыто Царство Божие. Притвор - это преддверие к храму, место сразу за входом в храм, маленький коридор. Символическое значение притвора - место соприкосновения божественного с землёй, место и образ покаяния. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные - лица, готовящиеся к Святому Крещению. Средняя, самая большая часть, или собственно храм, символизирует собой мир людей, оправданный крестной жертвой Спасителя - новое небо и новую землю.

    Алтарь - главнейшая часть храма - знаменует собой небо, Царство Небесное, поэтому расположен несколько выше общей части храма (слово алтарь означает возвышенный жертвенник). Алтарь, где совершается таинство Евхаристии, как бы повторяет собой ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Христа и Его учеников. Святость алтаря - Святая Святых настолько велика, что в него запрещено входить мирянам. Алтарь отделён от основного храма иконостасом и имеет двери для выхода священников во время богослужений. Самое святое место алтаря - святой престол, на котором совершается таинство евхаристии. На престоле стоит семисвечник, символизирующий семь поместных церквей, упомянутых в Откровении Иоанна Богослова. Иконостас не просто отделяет мир земной от мира божественного, он ещё и образ Небесной Церкви, которую составляют ангелы, пророки, апостолы, святые. Поэтому в составе иконостаса много икон. Он и называется так от слов "иконы" и "место стояния". В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах к причащению ими верующих христиан. Между дверями храма и алтарём лежит целый жизненный путь. Мы входим в храм и идём как по дороге жизни, через крещение, через исповедь и покаяние, через молитву, через участие в богослужении; и, наконец, близ дверей самого алтаря доходим до того места, где нас приобщают Святого Причастия, Тела и Крови Христовых, душевно и телесно приобщающие нас к Господу Иисусу Христу. Церковная свеча - это дар, выражение нашей любви тому, кому мы этот дар приносим. Свеча - это как бы проводник нашей молитвы к Христу, Божией Матери, святому - перед чьей иконой она возжена и произносится молитва. Свеча выражает теплоту любви человека к Богу.

    Одежда священников также имеет глубокое смысловое значение. Богослужебные одеяния или облачения духовенства имеют общее название - ризы и разделяются на диаконские, иерейские и архиерейские (епископские). У диаконов имеется орарь - длинная, шириной с ладонь, лента жёлтого цвета, носимая диаконом на левом плече. Орарь символизирует крылья ангелов. У священников орарь преобразован в епитрахиль. Это двойной орарь, носимый на шее. Епитрахиль обозначает двойную (по сравнению с диаконом) благодать от Бога, дающему ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем таинств Церкви. Верхняя священническая одежда - широкая, длинная, из тяжелой плотной материи жёлтого цвета, называется фелонь. Она символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа римские воины во время суда над Ним у Пилата. Вместе с тем она означает и сияние Божественной славы и крепости. На спине в верхней части фелони помещается вышитый крест. Ниже под ним нашивается восьмиконечная звезда, означающая наступления Царства Небесного. В этих символах на фелони - кресте и восьмиконечной звезде, обозначены начало и конец спасения человечества во Христе. Для праздничных богослужений предусмотрены облачения других цветов: на Пасху - красные, как символ победы Солнца Правды - воскресшего Господа Иисуса Христа; на Троицу - зелёные, так как зелёный цвет - символ жизни, а жизнь оживотворяется Святым Духом; на Богородичные и Архангельские праздники - голубые или белые. Белый цвет облачений принят и в праздники Рождества Христова, Крещения, Преображения и Вознесения Господня, так как символизирует собой Божественный свет. Нижнее одеяние подразделяются на подрясник и рясу, они всегда чёрного цвета. Подрясник - это длинное, до пят, одеяние с наглухо застёгнутым воротом и узкими рукавами. Ряса, надеваемая поверх подрясника, имеет длинные и широкие рукава. Эти одежды символизируют отрешённость от мирской суеты, обретение духовного покоя. Эти одежды, как образ древнего одеяния Иисуса Христа, означают, что духовенство и монашество подражают Его жизни. В повседневном употреблении духовенство и монашество носят особый головной убор, который называется скуфья. Это мягкая шапочка, сшитая так, что её складки образуют знамение креста. У служителей Церкви Христовой есть и другие одежды и знаки отличия.

О богослужебном языке

    Человеческий язык предназначен для выражения реальностей различных сфер: есть бытовая сфера - естественных потребностей; есть близкий к нему и всё же отличительный - душевных чувств и страстей; есть язык политической демагогии, есть научный, философский, язык поэзии; наконец наивысший из всех - язык общения с Богом - молитвы, богословия и других отношений между Богом и людьми - церковный, или, ещё говорят, литургический. Каждому языку поставлена задача: ввести слушателя или читателя в ту область, к которой данный язык принадлежит. Это происходит на основе "условно-рефлексивной" энергии слов, посредством специфических терминов и "якорных" словосочетаний. Церковный язык определённо порождает в умах и сердцах молящихся ощущение иного мира, высшего. Это достигается наличием имён (обращений) и понятий, принадлежащих исключительно божественному плану, с которым мы соединяемся посредством произнесённых слов. Церковнославянский язык веками применяется только для богослужений и молитвы, и никогда - низшим житейским нуждам, или даже церковной литературе. Он представляет собой синтез древнерусских, греческих и специально созданных для богослужения слов.

    Язык богослужения не разговорный язык, который меняется постоянно, не экономический уклад, который реформируется ещё быстрее и даже не вершинный образец культуры, который переосмысливается редко. Мы поднимаемся в молитве, а не опускаем её до своего понимания. Постижение языка молитвы - это наше восхождение к боговедению. Посягающий на язык богообщения, рвёт наши связи с Богом. Восхождение к боговедению длится десятилетия. Понять язык богообщения можно гораздо быстрее. Выучив всего 800 слов, можно понимать всю службу в храме, со всеми пениями, чтениями и молитвами. Всего в церковнославянском языке слов, конечно, больше, но большинство из них понятны и без перевода. Немногие особенности сего языка облегчают труд временно отрешиться от страстных будней: всякое ныне житейское отложим попечение. Трудность в понимании служб может быть в быстром чтении службы чтецами. Но чтецы и священники люди опытные. Ежедневно читая утренние и вечерние молитвы, псалтирь, молитвенные каноны, каждый человек быстро навыкнет в понимании всей службы и даже много больше этого. Предположительный отход от церковного языка к повседневному неизбежно снизит духовный уровень народа и тем причинит неисчислимый ущерб нации.

Строй православного богослужения

    Строгая последовательность той службы, что мы видим в храме, совершается по церковному уставу - Типикону, составленному по откровению свыше для поклонения Господу "в духе и истине". Земная Церковь, являясь образом Небесной, повторяет и её службу, виденную Иоанном Богословом, взошедшего духом от Патмоса к самому Престолу Божию, и описанную в Апокалипсисе. Взирая на православное богослужение как на образ Небесного Служения, мы в духе предстоим непосредственно престолу Божию и возносим тот "голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель" (Откр. 19. 6). Основное, что узрел и взял апостол Иоанн Богослов с Неба относительно богослужения, это особые славословия "достоин", "свят", "благодарение", "аллилуиа", а также поклонение как акт духовного смирения перед величием творца и Спасителя. Вот самая краткая сопоставительная таблица видения Небесной Литургии Иоанном Богословом и Литургией земной Церкви:

Литургические тексты (молитвы и возгласы) Тексты Откровения
Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и вовеки веков. … и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков… (Откр. 11. 15)
Хор поёт антифоны – псалмы Давида (гусли Божии) как песни Моисея. Далее идет Великое Славословие: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение… Ты еси един свят во славу Бога Отца…» … держат гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь Святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят… (Откр. 15. 2-4)
Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (Откр. 5. 10-14).
Свят, свят, свят Господь Саваоф, испόлнь Небо и Земля славы Твоея. И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днём, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядёт (Откр. 4. 8-9).
Осанна (спасение) в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. … Великое множество людей, которого никто не мог перечесть,.. стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасении Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь (Откр. 7. 9-12).
Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядёшь, что ты приял силу Твою великую и воцарился (Откр. 11. 16-17).
Изрядно о Пресвятéй, Пречистей, Преблагословéнней, Слáвней Владычице нашей Богорóдице и Приснодéве Марии. И явилось на небе великое знамение: Жена, облачённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд (Откр. 12. 1).
В храме открываются врата иконостаса и священник выходит со Святыми Дарами: «Со страхом Божиим и верою приступите». И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град (Откр. 11. 19).

И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром (Откр. 22. 17).

Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громкий сильных, говорящих: аллилуиа! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель (Откр. 19. 5-6).

    Литургия, совершаемая в храмах утром, самая главная церковная служба. Во время её совершается главное таинство Церкви - Евхаристия, причащение Святых Тела и Крови Христовых. В Евангелии первый раз мы видим евхаристию на Тайной Вечери Христа и Апостолов, а второй раз - в лицезрении Иоанном Богословом Литургии Агнца. Таким образом строй православного богослужения является образом небесного богослужения у Престола Вседержителя.

    Святые отцы описывают, что первую Литургию Иисус Христос совершил так: Взяв хлеб, не хлеб взял Спаситель в Свои пречистые руки, а тебя, душа грешная, тебя взял Спаситель, возвёл очи Свои к Отцу и показав Ему нашу грешную душу, сказал: "Искуплю её Кровию Своею и мукою Крестною, и грехи её беру на Себя". Потом сказал Иисус Христос: "Примите, ядите, - сие есть Тело Моё", благословив хлеб, как бы ожидая Свою крестную смерть, сделав на хлебе знамение - Крест. Затем, взяв чашу с вином, благословил, и подавая её ученикам своим, сказал: "Пейте от Чаши сей - Сия есть Кровь Моя Нового Завета, сие творите в Моё воспоминание". Так была проведена первая Литургия Иисуса Христа на Тайной Вечери. И теперь, по сказанному Господом, приносятся на Престол хлеб и вино, и в Божественной Литургии они прелагаются в Тело и Кровь Христа. И люди, вкусив Тела и Кровь Христову, приобщаются Божественному Естеству, чтобы вошёл в дом их души Господь, и душа стала Храмом Божиим.

    Полностью литургическая служба длится два часа и состоит из нескольких самостоятельных частей: Третий час (в первые века христианства сутки начинались с 6 утра, поэтому 6 часов утра по современному времени соответствует 1-му часу древнего; 9 часов утра - 3-му часу древнему; 12 часов (современный полдень) - 6-му часу древнему (как мы помним из Евангелия, Иисус Христос был распят в три часа по древнему времени, а умер на кресте в шесть часов). В состав третьего часа входят молитвы в воспоминание казни Христа и псалмы: 16, 24, 50. В след за третьим часом служится Шестой час. В его состав входят молитвы памяти смерти Христа и псалмы: 55, 56, 90. В первые века христианства третий и шестой часы служились в своё время, раздельно. В современном богослужении они объединены. После часов служится Проскомидия. На проскомидии возносятся молитвы о здравии живых людей и об упокоении умерших. На проскомидии меньше произносится чтений, но больше песнопений. Затем наступает более торжественная часть - Литургия оглашенных. Она называется так потому, что на ней могут присутствовать все желающие, некрещёные люди. В древности оглашенными назывались люди, получившие оглашение как желающих принять христианскую веру, готовящиеся к Святому Крещению, но ещё не знающие основ христианства. После литургии оглашенных, при словах священника "оглашенные изыдите", в храме остаются только крещённые христиане. Начинается самая главная часть - Литургия верных. Во время литургии верных все присутствующие в храме люди поют "Символ веры" и "Отче наш". Приведённые в таблице молитвы также взяты из литургии верных. Литургия верных преимущественно состоит из песнопений, поёт церковный хор. После литургии читаются благодарственные молитвы и служба заканчивается.

    Вечером, в 16-17 часов начинается Вечернее богослужение. На ней могут присутствовать оглашенные и все желающие. Начинается с чтения Девятого часа (15 часов современного времени): псалмы: 83, 84, 85. Далее священники возносят молитвы, прошения и благодарения Богу, читается псалтирь, избранные места из Библии, молитвенные каноны, возносятся песнопения. Завершается вечернее богослужение чтением Первого часа: утренними молитвами и псалмами: 5, 89, 100. Утренние молитвы в составе вечернего богослужения остались в память о тех древних временах, когда службы длились почти круглые сутки, лишь с незначительными перерывами и собственно вечернее богослужение переходило во всенощное бдение и завершалось утреней (в первый час, то есть в шесть утра по новому времени). Далее наступало время третьего часа и так далее. Современное вечернее богослужение, как и литургия, вобрало в себя основные части всех частных повремённых служб первенствующей (то есть с самых первых веков создания), христианской Церкви. Длится вечерняя служба, в зависимости от дня или праздника, или поста 2-4 часа. В память о древних временах и наличии утренних молитв, будничное вечернее богослужение называют Утреней, а перед великим христианским праздником Всенощным бдением, хотя и завершается вечером. Полная структура Утрени содержит сорок молитвенных чинов (блоков), тесно связанных между собой смыслом и внешними действиями священнослужителей, чтецов и народа в храме. Вершиной (и серединой) службы является торжественное чтение Евангелия. Примечательно, что до Евангелия молитвословия носят покаянно-пророческий характер, а после чтения Евангелия служба приобретает хвалебно-благодарственный и возвышенно-песенный характер.

    Богослужение каждого дня посвящено определённой теме. Преимущественно в будничные службы чествуются святые, память которых приходится на данный день, а также основатели Церкви. Так понедельник посвящён архангелам и ангелам. Во вторник чествуется Иоанн Предтеча. В среду и пятницу чествуется Крест Господень. В четверг прославляются святые апостолы и Николай Чудотворец. В субботу прославляются Божия Матерь, мученики за веру и все святые. И каждое воскресенье праздник - малая Пасха - воспоминание о воскресении Христовом. Также важно отметить, что из 365 служб годового круга нет абсолютно одинаковых! В каждый день, на каждой службе молитвенно вспоминаются и молитвенно прославляются все события Евангелия и главнейшие события Церковной истории. Православие - это Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая неизменно право и славно сохраняет учение Иисуса Христа и правильно славит Всесвятую Троицу Бога.

Строй христианских молитвословий

Структура христианских, православных молитв не имеет в себе никаких домыслов или "отсебятины", а состоит обязательно из трёх основных частей: славословие Господу (или Божией Матери, или ангелу, или святому) - покаяние в собственных грехах - просьбу. Какому человеку не стыдно будет, обращаясь к Богу, просить "дай", забыв Его величие и свои грехи? При более подробном рассмотрении выделяется семичастная структура:

    1. Обращение к Богу,
    2. Воспоминание о Его благих делах и явлениях,
    3. Исповедание грехов,
    4. Прошение о помиловании,
    5. Просьба,
    6. Славословие Пресвятой Троице,
    7. Аминь.

    Собственно говоря, всё богослужение в целом можно рассматривать как единую молитву хваления, покаяния и прошения. Впервые молитва в означенном виде прозвучала из уст Соломона по окончании строительства Храма, положившей начало храмовому богослужению: "Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля… услышь и помилуй;… при всякой молитве, при всяком прошении… Ты услышь с неба, с места обитания твоего и помилуй…" (3 Цар. 8. 22-53). Всю молитву Соломона можно свести к семнадцати прошениям, обращённым к Богу: "услышь и помилуй". И на вечернем православном богослужении на молитвах (на так называемых ектениях): "Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем" и "исполним вечернюю молитву нашу Господеви", также имеется семнадцать прошений. И такой боговдохновенный, прекрасный и глубокомысленный православный богослужебный строй во всём. Рассмотрим хотя бы имеющиеся семь типов молитвословий христианского богослужения и их исторические корни:

Молитвословия православной Утрени

Тип молитвословия Время его появления (исторический период) Событие Священной Истории, связанные с его появлением Выразители Божественного откровения
Благословение XX век до Рождества Христова Установления богослужения (приношения) Царь и священник Мелхиседек
Библейские песни и псалмы XVI-X вв. до Р. Х. Исход и откровение покаяния Пророк Моисей, царь и пророк Давид
Молитва и прошения о милости X в. до Р. Х. Установление храмового богослужение Царь Соломон
Чтение Священного Писания 622 год до Р. Х. Обретение Книги Закона Царь Иосия
Молитва Господня 30 год по Рождеству Христову Проповедь Евангелия Господь Иисус Христос
Славословие Пресвятой Троице (Троическое славословие) I-V по Рождеству Христову Исповедание спасения Апостолы и святые отцы I - IV Вселенских соборов
Вероучительные гимны и песни II-IX вв. по Р. Х. Христологические и Богородичные откровения Отцы V-VII Вселенских соборов и святые боговдохновенные писатели-песенники

    Семь основных типов молитвословий христианского богослужения это полнота словесного служения, обнимающая полноту времени Божественного откровения от создания мира до жизни будущего века и спасения человека Отцом Небесным во Иисусе Христе действием Святого Духа.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИТУРГИИ


Hosted by uCoz

Для служителей клироса! Предлагаем вашему вниманию чинопоследование служения на Страстной седмице в формате PDF:

Hosted by uCoz

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ПО РЯДУ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ


Hosted by uCoz

Главная страница
Вероучение - подробно
История Православной Церкви


Hosted by uCoz

ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛЬМОТЕКА