Enter_Title_Here
Итак:
Почему Бог допускает несчастья
(по св. Иоанну Тобольскому)
Правое сердце ищет воли Божьей, а лукавое принимает злого
духа
«Что
удивительного, когда Божественный Промысел и Его праведный суд употребляет злых
людей, как орудие, для совершения Его святой воли, когда и сами демоны исполняют это дело», -
говорит святой Григорий. Делается это по чудному устройству милости Божьей, по
которому тем же самым средством, которое злобный враг употребляет для искушения нашего сердца, чтобы погубить
нас, милосердный Создатель наш пользуется для исправления нашего, чтобы
оживотворить нас.
В 1-й книге
Царств говорится о царе Сауле: "И было на другой день: напал злой дух от Бога
на Саула"; в другом месте о том же духе выражено: "и возмущал его
(Саула) злой дух от Господа" (1 Царств 18. 10. ср. гл. 16. 14). Духом же
Божьим или от Бога назван он потому, что он был послан Богом в наказание Саула
за грехи его. Но не по приказанию Бога, ими, мол и терзай, а по разрешению
Божиему; Я хочу наказать, и ты, бес, послужишь
орудием.
Для
вразумительного понимания текстов Святого Писания, подобных выше указанным,
приводим изъяснение блаженного Августина на библейское выражение: "правии
сердцем". Что значит "правые сердцем", или короче:
"правое сердце"? На этот вопрос Августин отвечает: "правые
сердцем суть несопротивляющиеся Богу". Вникните, возлюбленные, и поймите
смысл, заключающийся в выражении "правое сердце". Но для этого
необходимо знать: какая разница между правым и лукавым
сердцем?
Всякий
человек, невольно страдающий, терпеливо переносит всё: обиды, печали, труды,
укоризны и тому подобное, веря, что так угодно Богу. Подобно Иову, он не даёт
безумия Богу, т.е. не произносит ничего неразумного о Боге, будто бы Бог не
знает, что делается и творится в мире - одного наказывает, другому прощает вины
и оказывает милость. Такой человек есть правый
сердцем.
Напротив,
строптивы, развращены и неразумны сердцем те, которые обо
всём, что встретилось им потерпеть неприятного или злостного, говорят:
"мы страдаем несправедливо", вменяя это Богу, по воле которого
они страдают, или, если не дерзают явно приписывать несправедливости Богу, то не
верят в Промысел Божий о мире, и таким образом отнимают у Бога управление миром.
Не может он делать неправды, говорят они, однако несправедливо то, что я
страдаю, а другой не знает никакой беды; я знаю, что я грешен, но, сказать
правду, есть же и горшие меня грешники, но они веселятся, а я страдаю. Это
несправедливо, что худшие меня живут во всем изобилии радостей и удовольствий, а
я, хотя и без порока или мало чем-либо грешен, живу в великой скорби и во
всегдашних нападениях и обидах, а это есть явная несправедливость. А так как мне
хорошо известно, что Бог не творит неправды, а неправда существует в мире,
потому заключаю, что Бог не управляет делами человеческими и не заботится о
нас".
Неправые
сердцем, т.е. развратившиеся в сердце своём, держатся трёх ложных мнений: 1) или
что нет Бога; 2) или Бог
неправеден, когда Ему всё то (о чем обыкновенно говорят развратники и
развращенные) есть благоугодно и любо, и он всё то допускает; 3) или Бог не управляет делами людей, и
не имеет никакого об них попечения, или заботливости. Эти три мнения ложны и
составляют величайшее нечестие против Бога.
Продолжим,
возлюбленные, нашу речь о правых сердцем. Тот ещё есть правый сердцем, кто в
счастье и в несчастье своём благодарит Бога, говоря словами праведного Иова:
"Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось, да
будет имя Господне благословенно" (Иов. 1. 21). Казни попускает Бог для
нечестивых (безбожников,
сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину и т.п.),
исправление же попускает для погрешивших в чём-либо
людей.
"Бьёт же
всякого сына, которого принимает" (Евр.
12:6), и ты не надейся остаться без наказания, если только не думаешь быть
отчужденным от небесного наследства.
"Бьёт
всякого сына, которого принимает (признает наследником)". Так ли? Всякого ли? Где ты хотел
скрыть себя от наказания? Всякого бьёт непременно; никто не изъят от наказания -
да будет тебе известно, что сам Единородный Сын Божий, не совершивший никакого
греха, не был избавлен от наказания.
А так как,
ни диавол, и никто из людей один другому не может нанести никакого зла без
попущения Божьего, того ради в следующей главе рассмотрим: что попускает Бог,
каким образом попускает, и для чего и по какой причине совершается попущение
Божье?
Почему
Бог попускает то или другое.
В этом отношении множество людей сильно заблуждаются,
смешивая попущение Божье с попущением
человеческим.
Первое
неизмеримо разнится от последнего по причинам своего происхождения -
человеческое попущение происходит от бездеятельности попустителя, которая и
служит непосредственной причиной появления множества физических и моральных зол
при всей возможности попустителю предупредить или пресечь их в самом начале.
Иногда, впрочем, происходит это попущение от того, что попуститель не имел
возможности предотвратить какое либо зло. При таком нашем воззрении и на
попущение Божье - в случаях, когда мы друг на друга нападаем, считая своего
противника злодеем и виновником наших злоключений, и терзаем друг друга не
только языком, словами, но и руками - рождается в душе нашей мысль, будто бы
всеведущий Бог не смотрит на нас и, имея возможность возбранить, попускает
наносить нам тяжкие обиды.
Для
исправления этой преступной мысли необходимо нам рассмотреть попущение воли
Божьей в трояком отношении:
а) со
стороны желания Божьего попустить что-либо;
б) со
стороны причины Божьего попущения;
в) со
стороны содействия воли Божьей в совершении попускаемого дела или
вещи.
Для лучшего
уразумения указанных сторон попущения Божьего необходимо различать два рода попускаемых
зол.
Первый род зол включает в себя разные огорчения, тяготы, болезни,
нанесение обид, или бесчестия, как то: приведение в нищенство (оскудение),
заключение в тюрьме, недуги, изгнание (ссылка), смерть - все это не может быть
даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам
от Бога для душевного врачевания нас.
Второй род зол, называемый в собственном смысле злом - это наши
грехи (преступления Божьих заповедей).
Первого рода
зло попускает Бог по желанию своему или как казнь для нечестивых безбожников,
или как меру исправления для сынов и
дочерей. О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что
Бог желает их
совершения, он их только попускает. Всё, что действительно существует в
мире, пребывает в нём по желанию и слову Божьему, по воле Которого "все ...
начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1.
3).
Но грех не
есть нечто жизненное (реальное), а есть только призрачная противоположность
действительности, её призрак, тень, ничто. Грех существует по одному именованию
несовершенства лжи и
лукавства неповинующихся
Богу сотворенных Им разумно свободных существ. Потому грех и произошёл
первоначально и ныне происходит против желания Божьего, не от Бога, по Его,
однако, попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне
совершенства и непогрешимости Божьего управления миром или Его Промысла. Богу
совершенно известно всё будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им
греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого правое для
вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечёт грех
и по отношению к согрешившему и по отношению к его ближним и в целом к
обществу.
В этом
состоит отличие попущения Божьего от попущения человеческого, по которому зло
или не могло быть предупреждено и пресечено в начале человеческими мерами, или,
по крайней мере, было нежелательно совершение допущенного. Напротив в Боге видим
и могущество Его не допустить, пресечь исполнение злого намерения, и вместе с
тем волю попускающую совершиться тому или другому из
зол.
При этом
рождается вопрос: почему благоволит Бог попускать совершение греха, какая
побудительная причина у Бога к попущению людей на
грех?
Бог и злые дела иногда обращает во
благо.
Бесконечная
благость Божья никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям,
если бы отсюда она не производила величайших благ, и сделанное по злобе не
обращала бы во спасение.
Бог попустил
умножиться братней зависти против неповинного Иосифа, но попустил для какого
благодеяния? Не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей,
братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу
всячески озлоблять кроткого, незлобивого Давида, но не для пользы ли самого
Давида и всего царства Еврейского (для величайшей пользы не только их, но и
всего рода человеческого через потомка Давидова Христа Спасителя нашего)?
Попустил Бог бросить в ров к разъярённым львам безвинно оклеветанного Даниила
пророка; но для чего? для возведения его самого и друзей его на высшую степень
величия и славы. Через попущение Божье завистливые первосвященники, фарисеи и
старейшины еврейские, по зависти предали на распятие Единородного Сына Божьего
Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего человечества. Таким
образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства
славы Божьей и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому.
Отсюда открываются нам благость Божья и милосердие Его, щедроты, всемогущество и
величество, предвидение и промысел Его. Отсюда Высочайшая мудрость и правда Его
неведомыми нам путями озаряют нас, и тем самым возбуждают весьма многих,
внимательных людей, к возращению добродетели, к умножению многотрудных, но
славных подвигов благочестия, награждаемых обильными благодеяниями в нынешней
жизни и будущей и вместе с тем и ореолом славы.
О, как дивно
и величественно проявляет себя Божественное промышление в повседневных своих
попущениях!
Неважно от
добра произвести добро, но весьма удивительно злое обратить в добро. Есть общая
поговорка: "На спокойном море всякий может быть кормчим". Невелика мудрость, когда ветер
попутный, корабль крепок, море не волнуется, ещё и матросы корабля знают свое
дело, пристань видна, - направить к ней корабль. Но иное дело, когда буря бушует
на море, корабль повреждён, волны с шумом вливаются на палубу и внутрь корабля,
или когда ночь темная, ничего невидно, пираты окружили корабль, экипаж
малочислен и плохо вооружен; и при всем этом капитан корабля так искусно
распорядился, что безбедно избежал опасности; вот это удивительное дело: капитан
корабля делом доказал свою мудрость и свою опытность править
кораблем
Подобное
замечаем мы и в мироправлении Божьем: кажущееся нам попущение воли Божьей не
ведущим к добру, Бог приводит к наилучшему концу по Своей неизреченной
премудрости и правде. Чрез попущение противозаконных деяний и приключений
горестных Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. По
Божьему промыслу, направляющему всё к наилучшему концу, хитрые замыслы,
направленные для вреда обольщаемого ими, часто обращаются ему в пользу и честь;
делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы; величайшие
беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и
предохраняют от погибели.
Оттуда же
происходит, что многие люди, на первый взгляд, уже совершенно погруженные в
бездну погибели, на деле оказываются бывают через то самое спасены. Иосифу узы и
темница служат к почестям и к его величайшей славе, братняя в нему зависть
доставила ему больше пользы, чем благоволение всего мира. Саулова злоба
доставила Давиду царский венец. Львиный ров ввел Даниила в большую честь и
славу, каких не достигали и цари земные. Христос с креста вошел в рай вместе с
покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на небеса и сел по правую
сторону Бога Отца. Если бы Бог не попускал грехопадения и не исправлял
допущенных, и через это не производил бы от злых деяний добрых последствий, то
едва ли бы могли мы узнать присущую Богу правду, карающую злых и награждающую
добрых. Но через такое допущение злых деяний мы учимся познавать пользу
исследования самих попущений и осознавать, какими чудными путями Бог из
величайших зол производит бесчисленное множество
добра.
Об этом
весьма умно выразился знаменитый ученый Боэтий, говоря: известный порядок
Божественного управления всегда достигает своих целей; ибо если иногда
что-нибудь и уклонится от Божественного установления в сторону, то оно хотя и
другим путем, все же направляется к предположенной цели, дабы ничто не оказалось
неразумным в управлении Промысла. Хотя и неудобно человеку постигать
ограниченным умом и выражаться слабым словом о величайших и бесчисленных деяниях
неограниченного и всемогущего Божества, но для нас достаточно удостовериться,
что Бог есть творец и промыслитель всего сущего, и Сам же Он все направляет
наилучшим образом к достижению наибольшего добра. А потому, если благоразумно
всмотримся в многоразличные явления природы н человеческих обществ, то ничего не
найдем злого (в собственном смысле) и неразумного в порядке высшего управления
миром.
Итак
существуют многочисленные причины попущений Божьих, примеры которых привели мы в
начале этого отделения.
Воля, содействующая к совершению
попущенного
Предвечный
Бог ещё прежде всех веков установил всё то и так, что впоследствии времён
намерен был Он привести и приводит в дело или исполнение. Тогда же Он предвидел
и знал не только справедливейшие причины попущений зла в мире, но и имел
свободную волю - как попустить, так и содействовать к совершению попускаемого
действия. У богословов эта истина ясно и точно выражается словами: "Бог
есть помощник всему истинно (немечтательно) происходящему и
существующему". Ничего в
мире не бывает и не осуществляется без посредства первой и высочайшей причины
(воли Триединого Божества).
Итак, если
всё, что попускает Бог, предустановленно Им от века к попущению по
справедливейшим причинам, и Сам Бог благоволит являться невидимо помощником
совершения (внешней стороны) попущенного деяния, то зачем мы произносим безумно
на Бога и людей печальные и пустые жалобы? Зачем часто мы оговариваем и отрицаем
Промысел Божий, и самые справедливые причины Божьего попущения? Почему лучше и
справедливее все случившееся нам неприятное и мучительное для нас не приписываем
Мы с покорностью воле Божьей и Его попущению для нашего
исправления?
Зная, во-первых, что попущения Божьи бывают
не без справедливых причин, во-вторых, что вся сила и всё лучшее
содержится в том Божьем о нас намерении, с которым сделано попущение, и которому
сопротивляться нам нисколько не следует - обязаны мы тем более осмотреться и
исправить себя раскаянием перед Богом в своих погрешностях. В попущениях Божьих
- добрая ли воля, злая ли она - но она работает Богу, и с каким бы намерением
она не работает, однако в конце концов все совершается для достижения наилучших
целей.
Действительно, все святые то, что встречалось с ними в жизни
(приятное или неприятное), приписывали воле, действию Божьему, потому что они не
обращали своего внимания на грехи чужие, но все поступки людские рассматривали,
как Божий дар или Божье попущение за свои грехи. Святые рассуждали так:
милостивый Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы не знал Он, что
оттуда произведет Он многочисленные великие
благодеяния.
Подобную
мысль высказал и блаженный Августин: "Бог признал лучшим злое обращать в
доброе, нежели вовсе не попускать зла. Потому что Бог, будучи всеблагим, никаким
образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы Он не был столь всемогущ и
благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе".
Также
справедливо говорил учитель Феофил: "Непостижимо Бог вмешивается в наши
заблуждения и в наши грехи, не для похвалы их или принятия соучастия в них, но
гнушаясь ими, ненавидя и исправляя их. Бог производит из зла много доброго,
подобно тому, как бы Он огонь превратил в воду". Здесь следует упомянуть
и о другом его наставлении: "Всякий оскорбляющий нас (каким бы то ни было
образом), - совмещает в себе как бы два лица, действующие одно сознательно,
другое бессознательно. Во-первых, он желает по злому расположению к нам
действовать против нас враждебно - с намерением оскорбить нашу личность, лишить
нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своём и не всегда успевает. При
успехе же своем, через попущение Божье, делается он бессознательно 2-м лицом,
действующим в качестве орудия в руках Божьих, наказывающего нас или
исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит
Богу".
Такими
бессознательными служителями Божьими были (известные в истории): Навуходоносор,
Аттила (предводитель Гуннов), Тотий или Тотила (царь италийских Остготов),
Тамерлан, и другие бичи Божьи. Таковы же Веспасиан и сын его Тит, которые ради
славы и распространения Римской империи, старались уничтожить евреев, но
обманулись в том. Действительно, они были мучителями и сильными воинами -
орудием гнева Божьего на народ неправедный. Евреи не могли достигнуть
спокойствия и своего счастья на земле, иначе, как при пособии теплиц Нероновых.
Но чтобы яснее изложить читателям означенное здесь изъяснение попущения Божьего,
да будет нам позволено коснуться некоторых исследований и
суждений.
Любое попущение Божье нужно принимать с
покорностью
Позволь
спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и
землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя столько оскорбляет: воля ли
(умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел) или
и то и другое?
Ты
отвечаешь: меня оскорбляет и то и другое вместе.
В ответ на
это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение её в исполнение
(власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти
ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение
зависит от попущения, то
есть от воли Божьей, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая
власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он
сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог
тебя оскорбить без Божьего попущения. Скажешь: противник мой нанёс мне
величайшую обиду. Скажи: какую? Ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит
тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя - и ты
считаешь себя обиженным? Этого лукавого человека, скажешь, и его злобную волю я
ненавижу. Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе
советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести (беспристрастному
внутреннему оку).
Воля
человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? В чем
её успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой
противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить? От кого же это
произошло, и почему он мог тебе вредить? Не по власти ли и воле Божьей? А если
по власти и воле Божьей - то всегда по судьбам праведным и святым. Следовательно
ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, и это последнее
запечатлей твёрдо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая
воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе
в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам
зло, если мы будем ревнителями всего доброго?
Прекрасно
сказал блаженный Августин: "Не бойся врага, он на столько силен
повредить, на сколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, который
силен столько сделать, сколько захочет, и который ничего несправедливого не
делает, но что Он делает, то все - справедливо. А если что-нибудь, по мнению
нашему, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по
воле Божьей, веруй, что оно есть справедливо и
истинно".
Спросишь:
если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо?
Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь
опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем
сделался достойным вопрошать Бога, по какой причине, Боже, Ты попустил это?
Намерения Божьего о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой,
прямо объяснить (по необъятности Премудрости Божьей умом человеческим). Но
утверждаю только, что и убивший неповинного человека действовал несправедливо, и
что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам
праведной причине, говоря другими словами - убийца совершил дело неправедное,
требующее казни. Но попущение Божье - праведно и премудро по причине праведной,
но скрытой до времени от нас.
Подобным
образом рассматривает блаженный Августин дело об убиении Христа, нашего
Спасителя. "Иуда, беззаконный предатель Христов (говорит Августин) - и
гонители Христовы - все беззаконники, все нечестивцы и все погибшие. Однако Отец
Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас."
Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его
стороны (т.е. законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего
на попущение), потом растолкуй. Исполни перед Господом твои обещания, которые
высказаны тобой перед Ним (Пс. 75. 12).
Рассмотри,
что сделал тебе нечестивый? Что - праведный? Тот захотел умышленно совершить
зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил
справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение
прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу. Он попускает
это по праведному Своему суду, попускает мерою, числом и весом. У него нет
неправды, ты только сам всецело предайся Ему, усвойся
Ему.
Для
успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство -
когда тебя кто обидел или оскорбил, то ты не обращай своего внимания на злость
оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему
противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло - ибо оно попущено
Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до
времени. Этого обычая держались все святые Угодники Божьи - они не разыскивали
кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно
признавая справедливость Божьего попущения. И потому они считали нанесенные им
обиды за благодеяния для себя, а своих противников - за благодетелей, говоря:
вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам. Те же, которые нас хвалят
и величают нас в глаза - льстят нам и вредят нашему внутреннему
усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу,
во всяком деле полагались на Промысел Божий, и ожидали от Бога всего
доброго.
С другой
стороны, оттуда же видно (из сказанного выше) что грех, учиненный против
ближнего через Божье попущение, тем не менее не дает ни малейшего смягчения вины
грешника, потому только, что его противозаконное деяние дало Богу повод
произвести от зла большее добро. Ибо к произведению последнего подан только
повод согрешившим и не от себя, но по богатству Божественной благости, намерение
же у согрешившего было злое и осталось злым. Так, например, если бы кто из
злодеев, подложив огонь под хижину бедняка по злобе на него, сжег ее, а другой
добрый и достаточный человек, по своему сожалению к бедняку, выстроил ему на
месте истребленной пожаром хижины не в пример лучший домик, то и в таком случае
не могли бы служить уменьшающими вину поджигателя ни ничтожную стоимость
подожженной хижины, ни то добро, сделанное бедняку, по поводу поджога и потери
им хижины.
Для лучшего
уразумения сокровенных и непостижимых судеб Божьих и Его Промысла о людях
предложим рассмотрение об этом в следующей главе.
Из
непостижимых судов Божьих мы можем узнавать Его волю
В течении всей
жизни мы должны часто повторять изречение царственного пророка. "Правда Твоя,
как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая!" (Пс. 35. 7), бездна весьма
велика - бесконечно великая!
На эту
бездну некогда, как бы перстом указывали два библейских почетных служителя
Египетского царя Фараона: виночерпий и хлебодар. Оба одного царя служители, оба
впали в немилость царя, оба отданы под арест и посажены в тюрьму за тяжкую вину,
на обоих положил царь свой гнев. И об обоих вспомнил он во время придворного
пиршества, обоих мог бы он и помиловать, если бы то угодно было правде Божьей,
или же обоих осудил бы на смертную казнь при равной их вине; однако одного
осудил на бесчестную казнь, а другому возвратил свою милость и поставил его на
прежнее место служения - хлебодара велел повесить, отдав в пищу хищным воронам,
а виночерпию велел быть в прежней его должности - предстоять царскому
столу.
Таковы
судьбы Божьи: одних он по праведному своему суду удаляет от своего лица, других
удостаивает своего лицезрения по великой своей милости. "И кто может
исследовать великие дела Его? Кто может измерить силу величия Его? и кто может
также изречь милости Его?" говорит сын Сирахов (гл. 18.
3-4).
Познающий дела Божьи - исправляется
Сколь
сокровенны и непостижимы судьбы Божьи о Навуходоносоре, царе Вавилонском, и о
Фараоне, который не знал Иосифа, о которых справедливо сказал блаженный
Августин: "Один (Навуходоносор) за бесчисленные свои нечестия был наказан
Богом, и через то был приведен к спасительному и весьма полезному покаянию
(исправлению себя). Напротив, Фараон ожесточился, несмотря на казни Божьи,
пренебрег ими, и погиб в Красном море со всем своим воинством. Оба они были
люди; оба цари языческие, оба были наказаны". Почему же неодинаковый
конец получили? - Один понял карающую руку Божью, вздохнул перед Богом и
исправил свое поведение; другой не повиновался возвещенной ему воле Божьей,
остался в своем греховном упорстве - и погиб.
Вот другой
пример непостижимости суда Божьего: один из лучших царей Иудейских был Аса,
который делал добро перед Богом и укрепил свое царство, ниспроверг идолов во
всей земле Иудейской, истребил идолопоклонство - эту скверну первых царей в
колене Иудовом и Вениаминовом, уничтожил поклонение высотам и дубравам. Однако
этот славный царь, долгое время похвально царствовавший, бывший тридцать лет
примером благочестивых царей, при конце своего царствования потерял свою первую
славу, переменившись в своем поведении из лучшего в худшее. Он заключил в тюрьму
пророка Ананию, обличавшего его в дурных поступках, казнил многих невинных
граждан, и наконец, разболевшись страшно ногами, не обратился к Богу с покаянием
в своих согрешениях и с молитвой о своем исцелении, но прибег к врачам и
знахарям. О, как переменился он к худшему, как не похожи последние его деяния на
первые! Первоначально бывший царем правды сделался самонадеянным ослушником воли
Божьей, объявленной ему через пророка (2 Пар. гл. 15 и
16).
Напротив,
беззаконный и нечестивый во всю жизнь Манасия, доведший народ Иудейский до той
степени нечестия, что он сделался хуже тех народов, которые Богом истреблены от
лица сынов Израилевых - познал в несчастье своем тяготеющую на нем руку Божью,
обратился к Богу, раскаялся в своем нечестии и получил прощение и милость Божью
(2 Пар. 33. 9).
О Боже! суды
твои - великая бездна!
Всем управляет воля Божия
Саул и Давид
(первые цари народа Израильского) - как они удивительны для нас по различию над
ними суда Божьего! Оба они были вначале достойны похвалы, оба тяжко согрешали с
соблазном для всего царства, оба подверглись тяжким наказаниям, но как
противоположно подействовали на них эти наказания! Саул отвердел в своем
нечестии и бедственно скончался; Давид обратил наказание во врачевство (в
лекарство) для себя, и оказался возлюбленным избранником
Божьим.
Здесь
неуместны вопросы: почему это? и для чего? Такие вопросы происходят по
наваждению духа злобы, и многих погубили бедственно: "подлинно ли сказал Бог:
не ешьте ни от какого дерева в раю?" - спросил некогда хитрейший из
всех зверей жену (Еву, Быт. 3. 1). На вопрос этот следовало бы было Еве
отвечать лукавому зверю: "мы знаем, что Бог заповедал нам не есть
плодов с (одного только) дерева познания добра и зла, но почему и для
чего Он заповедал это? - Того мы не должны спрашивать у Бога, ибо Его святой
воле так было угодно, причины же такой Его воли испытывать нам нельзя":
"Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему
наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во
веки, аминь" (Рим. 11:34-36).
Думаю,
найдутся некоторые утверждающие, что не запрещается иногда спросить о причине
той иди другой заповеди. - У кого? неужели спросить у Бога, которому одному
известно, что хорошо или что только позволительно. Если слуга у своего
господина, или подчиненный у своего начальника требует объяснить ему причину
своего приказания или какого-либо распоряжения, то первый сочтет это за
оскорбление себе, а второй примет это за бунт и неповиновение себе - ты же
осмеливаешься на столь большую дерзость против Бога! Кроме его святой воли нет
другой причины у промысла Божьего, подобно тому, как бы и вовсе её не
существовало.
Сколь
непонятно, чудно и это - Самаритяне охотно поверили словам Господа и умоляли его
остаться у них; маловерные Гергесияне, напротив, упрашивали Господа поскорее
уйти от них. Неверные Иудеи ни словами, ни делами, ни знамениями и чудесами
Господа не образумились и не уверовали в истину его Божественного
посланничества: суды твои Господи - бездна великая!
Иулиан
Александрийский, святой мученик, по причине болезни ног не могший ходить, был
принесён двумя своими служителями пред судилище гонителей христианства. Один из
принесших слуг был христианин, но отрекся на судилище как от Христа, так и от
своего господина, и погиб в мерзком идолопоклонстве. Другой из них, по имени
Евн, не изменил ни Богу, ни своему господину и остался в вере Христовой
непоколебимым. Оба исповедника Христова сначала были посажены на верблюдов и
водимы по городу Александрии с бесчестием и поруганием, затем подвергнуты были
немилосердному биению, напоследок брошены живыми на зажжённый костёр дров, где в
добром исповедании предали души свои Богу. Смотря на их мучения один из
присутствовавших при этом воинов, по имени Веса, сострадая неповинным мученикам,
начал усовещивать народ и унимать его от буйства, но был приведен к судье и
оговорен, что он тоже исповедует веру Христову, и по определению судьи,
приговорен к смертной казни - ему палач отрубил голову. Таким образом он получил
мученический венец вместо отрекшегося от Христа служителя -
христианина.
Святой
Афанасий, Архиепископ Александрийский описывает в деяниях Антония Великого такое
происшествие: два монаха предприняли путешествие посетить святого Антония в его
пустыне. Но, идя по безводной жаркой пустыне, совершенно изнемогли от жажды без
воды, и один из них уже умер, другой же находился близ смерти. Святой Антоний,
находясь от них далеко, за несколько миль, сидя в своем монастыре на камне,
призывает поспешно двух своих монахов и говорит им: как можно скорее бегите
туда-то в пустыню, захватив с собою сосуд воды; ибо один из двух идущих к нам
братий уже умер от жажды, а другой ещё дышит, но весьма страдает и ослабел, если
замедлите, то и другого не застанете в живых: это открыл мне Бог, когда я стоял
на молитве. Получив повеление, посланные немедленно и охотно пустились в путь:
найдя странников, тело умершего предали земле, другого, освежив водой и
подкрепив пищей, привели с собою к святому Антонию. При этом описании Афанасий
благоразумно замечает, что кто-нибудь может спросить при этом: а почему святой
Антоний не послал своих монахов раньше для спасения странников, ещё до смерти
одного из них? Такой вопрос по истине неприличен для христианина, потому что это
не было делом святого Антония, но это был суд Божий: Сам Бог изрёк Свой
праведный приговор над умирающим и о жаждущем - живом. Он же открыл Свою волю
святому Антонию о спасении странника.
Антоний
Великий сам в себе размышляя, удивляясь сокровенным и недоведомым тайнам Божиим,
воззвал смиренно к Богу: о Господи, Боже мой! Тебе бывает благоугодно иногда
даровать долголетнюю жизнь людям по видимому бесполезным и погруженным в бездну
беззаконий, а иногда преждевременно лишаешь жизни сей людей весьма полезных для
блага общества. Одни, мало прегрешившие, тяжко казнятся Тобой, другие, напротив,
живут себе без всяких скорбей, счастливо, и поэтому получают дерзость совершать
преступления: "выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце" (Пс.
72. 7)? При этом размышлении Антоний слышит голос: "Будь внимателен к
самому себе: то, о чем ты размышляешь, есть суд Божий, и ты его не исследуй и не
испытывай".
О, как
велики дела Твои, Господи! Весьма глубоки и помышления Твои: "Человек
несмысленный не знает, и невежда не разумеет того" (Пс. 91. 6, 7). По истине
Ты - Бог сокровенный (не постигаемый умом Твоего
творения).
В тысяча сто
семнадцатом году, когда по всей Италии было землетрясение, повествует Рогерий,
некоторые из жителей города Медиолана собрались в одном доме по делу об
исправлении общественных нужд. Вдруг слышится со двора голос, зовущий по имени
одного из числа бывших в том доме, чтобы он вышел. Тот, кого вызывали,
недоумевал, кто зовет и кого, а потому медлил выходить, ожидая повторения зова.
Неожиданно некто незнакомый, приблизясь к двери, просит, чтобы позванный
поскорее вышел - едва на несколько шагов отступил вызванный от дома, падает дом
и убивает своими развалинами всех, бывших внутри
его.
Спрашивается, почему один только из бывших в доме спасен от смерти,
а все прочие погибли? - Суды Господа - великая бездна! Кто не видит ясно в этом
происшествии совершившихся древних чудес? Так вывел Ангел Господень Лота с его
детьми из Содома, а всех прочих жителей оставил на жертву огня. Таким же
чудесным образом сохранены невредимыми и многие другие люди, находившиеся вместе
со множеством других людей, которые погибли от какой-либо причины, произведшей
общее бедствие, общую пагубу.
В тысяча
пятьсот девяносто седьмом году в Сицилии жил на месте, носившем название:
"Царская гора", упорный, непослушный человек и вёл жизнь
распутную. Знакомый ему благочестивый монах много раз увещевал его, чтобы он
исправился и отстал от мерзкой богопротивной жизни - разврата с непотребными
женщинами - но он пребывал в своем ожесточении (а быть может и в вольнодумстве и
безверии) и оставался неисправимым. Прошло несколько дней после увещания его в
последний раз и погиб он в объятиях непотребной женщины на ее постели, бывши
нечаянно проколотым штыком. Там же другой, подобный первому, беззаконник, много
лет проживший в непотребстве с бесчестной женщиной, услышав о погибели своего
друга, оставил беззаконное сожитие, сделавшись целомудренным посредством
наказания и погибели первого беззаконника, и остальные шестьдесят лет своей
жизни пребывал в сердечном раскаянии о своих
грехах.
Что сказать
обо всем этом, кроме справедливого изречения: Суды Твои, Господи, бездна великая
и неизмеримая!
ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛЬМОТЕКА