Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (продолжение)
 

Enter_Title_Here

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА

 

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

 

Быть нищим духом, это значит иметь смиренное понятие о своих духовных качествах, опытно познать, что имеешь бездну греха, то есть иметь в себе качества, противоположные гордости, тщеславию, самолюбию.

Мы грешим, не воздавая Богу надлежащей чести, не относя к Нему всякое благо, какое получаем, забывая Закон Божий «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15. 5), в первую очередь полагались на свои силы. И может быть, находясь в величайшем безумии, обращались за помощью к колдунам и ворожеям.

Грешили, приписывая своим заслугам те блага, какие получаем от Господа. И Господь отвращается нашей надменности, ибо мерзок Богу всяк надменный (Притч. 16. 5).

Нищий духом, по словам преподобного Макария Египетского, постоянно пребывает в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении о своем ничтожестве, всегда перед взором своей души имеет её греховные язвы.

Кто из нас может сказать, что он с радостью терпит укоризны и досады? Из-за чего мы теряем присутствие духа, впадаем в отчаяние и даже доходим до такого расстройства, что теряем здоровье? Потому, что наша гордыня от прикосновения пальцем кричит: «кожу сдирают!» Ведь мы честолюбивы, мы любим только похвалы, а в лучшем случае молчаливое признание наших мнимых достоинств.

Когда-то Господь, усмотрев среди своих учеников желание возвышения, сказал: «кто хочет между вами быть б?льшим, да будет вам слугой». Но мы ждём услуг от своих ближних, мы панически боимся дойти до положения слуги, а в оправдание своей гордыни, мы приводим порой комические доводы или попросту лжём.

От гордости страдаем любопытством, лицемерием, спорливостью, прекословием, ревностью (порой ревнуем, даже глядя на доброту других людей), памятозлобием, злословием, неблагодарностью к Богу и ближним.

Даже в наши молитвы вкрадывается гордость. И если хоть только мысль возникла посчитать свои мнимые заслуги, то всё погибло. Ибо видение и самооценка духовных подвигов есть гниль на духовном цвете души христианской, сердечная ложь, слепота, гордыня.

 

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

 

Плакать можно о разных предметах. И блаженными здесь называются не те, которые плачут о житейских предметах, ибо плачут и бессильная злоба, и униженная гордость, и оскорблённое самолюбие… Эта печаль мира сего часто доводит до смертного греха уныния и отчаяния.

Блаженство и утешение даётся плачущим о том, что мы несовершенно служим Господу, или даже нашими грехами заслуживаем гнев Его.

Плачем ли мы о том, что осквернили в себе образ Божий своими страстями, неверием, завистью, пьянством, тщеславием?

Плачем ли мы о том, что только носим имя христианина, данное нам при крещении, не исполняем закон и живём, не думая о Небе, о вечных радостях?

Плачем ли мы о том, что наше сердце неустанно порывается делать всё противное Господу, забыв о делах милосердия?

Плачем ли мы о том, что не можем увидеть своих грехов, могущих утянуть нас в преисподнюю? А вот как сокрушался о своих грехах святой пророк Давид: «Утрудился воздыханиями своими, слёзами моими постель мою омочу» (Пс. 6. 7).

 

1.      Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

 

Почему кроткие ублажаются тотчас после плачущих? Потому что кротость есть плод и следствие сокрушения и плача о грехах наших. Иисус Христос нам дал заповедь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11. 29). И как видим, Господь не предлагает нам научиться от Него молитвенности, терпению, ночному бдению, но прежде всего кротости и смирению сердца. Кротость есть такое расположение духа, соединённое с осторожностью, чтобы никого ничем не раздражать и самому не раздражаться, в чести и в бесчестии пребывающим одинаково спокойным и молящимся за обидчиков.

Может, кто из нас соглашался с мнением, что если бы Бог был благ, то не было бы войн, не страдали бы дети, не было бы внезапных смертей и т. п., что доводило нас до отрицания благой, угодной и совершенной воли Божией? Кайтесь Господу! Ибо мы забыли, что дети до семи лет безгрешны и прибираются Богом прямо в рай, тяжкие болезни освобождают от грехов, а мы поступаем как нехристи.

 

2.      Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

 

Что такое алчба и жажда правды? Бог создал человека праведным и безгрешным. Духовною пищею была для человека правда или приснотекущий источник правды - Господь Бог. В соединение с Богом человек не знал что значит алкать и жаждать правды, потому что с избытком насыщался ею. Эту духовную жажду человек узнал тогда, когда через грех лишился праведности и отпал от Источника правды, в Котором мог обретать вечное насыщение. Душа, лишившись сродной для себя стихии, правды, начала чувствовать скорбь и тесноту.

Однако мы, томясь этим голодом, не спешим насытиться, чувство этого голода у нас притупилось, как притупляется чувство голода у больного человека. Мы тяжко больны грехом. Постоянно насилуя свою совесть, наконец, совсем заглушили её. Мы мертвы для правды и, соответственно, для жизни.

Есть ли у нас желание праведной жизни? Стараемся ли мы всею силою души направлять свою волю к добру?

 

3.      Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

 

Проверим свою совесть, стоим ли мы на пути милосердия, исполняем ли дела телесной и духовной милости?

Милосердия, относящиеся к телу: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить заключённого, навещать больных, дать ночлег страннику, погребать умерших.

Всегда ли мы с любовью и готовностью выполняем эти дела милосердия? Нет! Мы даже не задумываемся над тем, что тяжко согрешим, если не примем участия в погребении нищего и одинокого православного раба Божия. Мы корыстолюбивы и скупы, нам всё не хватает денег, и уж когда и оторвали от себя малую толику, то необычайно довольны собой, считаем себя выполняющими эту заповедь.

Милосердия, относящиеся к душе: отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни (Иак. 5. 19-20), наставить неучёного и невежду (Мф. 5. 14; Лк. 6. 39), подать добрый совет имеющему нужду в нём (включая предупреждение об опасности), молиться за ближнего, утешить печального, переносить обиды с терпением, прощать обидчиков (Мф. 6. 14-15).

У нас никогда не хватает времени и сил на это! Мы все грешим немилосердием и жестокостью. Господи, прости нас грешных, и научи нас по-христиански делать добрые дела во имя любви и во славу Твою!

 

4.      Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

 

«Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» - так вразумляет нас Писание (Притч. 4. 23). Источник святой и непорочной жизни - это плод чистого сердца. Жизнь греховная, порочная - плод сердечной нечистоты. Господь говорит: «извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7. 21-22). Вот в чём состоит нечистота сердца! Вот в чём нам надо каяться великими слезами и душевным сокрушением со словами псалмопевца Давида: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!».

Несопротивление греховным помыслам (беспечность) - смертельный грех!

 

5.      Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

 

Желающие получить вечное блаженство должны быть миротворцами, то есть восстанавливать нарушенный мир, прекращать случившиеся несогласия. Но миротворцем может быть только тот, кто сам стяжал мирное устроение своего сердца. И потому нам, христианам, надобно всеми силами стараться сохранить душевный мир.

Чем же нарушается мир сердца? Страстями! И в первую очередь гневом и яростью. Чтобы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и избегать осуждение других. Мы упрямы и своенравны, горды и тщеславны, желаем властвовать и поучать других. Но стремимся ли мы противоположными добродетелями укрепить и сохранить своё сердце от беспорядочного смятения?

 

6.      Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

 

Под правдой в этой заповеди разумеется вера христианская и жизнь по заповедям Христовым. Значит, блаженны те, которые гонимы за непоколебимость в вере и за свои добрые дела.

 

7.      Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

 

Вот обетование великой награды терпеливцам! «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1. 29), «ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4. 17).

 

 

ИСПОВЕДЬ ПО ДВАДЦАТИ МЫТАРСТВАМ

 

1.      Истязуются грехи СЛОВ: сквернословие, ругательства, насмешки, кощунство (кощунство есть грех против того, что принадлежит Богу или святым: употребление церковно-славянского языка и священных текстов празднословно или в насмешку. Так часто можно услышать «глас вопиющего в пустыни» или «явление Христа народу». Кощунство также бывает действием, когда пародируют священнические службы или любым другим образом. Нельзя в быту напевать песни Евхаристического канона). Также грешим, если не пресекаем кощунственные действия других. На первом мытарстве истязуются празднословие, многословие, пение плохих песен, бесчинные восклицания, хохоты, необдуманная или небрежная речь. Истязуются и увлечения пустыми по содержанию баснями и сказками: «Скверных и женских басней отрицайся» (1 Тим. 4. 7). Сюда же относятся непристойные и нечистые целования (в частности, животных), а также принуждение других к клятве. Здесь истязуется порочная жестикуляция и арго, например, тюремная, имеющая сатанистские корни.

2.      Мытарство ЛЖИ: обманы, клятвопреступления, ложные присяги, неисполнение обещаний, лжесвидетельство, призывание имени Божия всуе, сокрытие грехов на исповеди (ложный стыд). Обманы в виде «шутки». Сюда же относятся грехи, совершенные ЗРЕНИЕМ: непристойное взирание, любопытство, излишнее восхищение творением рук человеческих.

3.      Мытарство КЛЕВЕТЫ: клевета на ближнего, осуждение, уничижение, обесславление святых и ближних, ругательства, злословие, насмешки (особенно над недостатками других), а также слушание всего этого, незащищение человека от напраслины, желание услышать похвалу.

4.      Мытарство ЧРЕВОУГОДИЯ И ОБОНЯНИЯ: пьянство, танцы, курение, объедение, обжорство, нарушение постов, тайноядение, ядение без молитвы, сластолюбие, пированье, употребление парфюмерии.

5.      Мытарство ЛЕНОСТИ: уныние, оставление молитв, забвение своих грехов, нерадение о молитве за ближних: родственников, пастырей церкви, начальства, воинов, за всех живых и умерших. Редкое посещение храма, тунеядство, нахлебничество, небрежность в работе, полная праздность (это относится к людям, которые целые месяцы не работают, живут на накопленное или проценты и при этом проводят легкую беззаботную жизнь), изнеженность сном. Бродяжничество (это не просто ленивцы и тунеядцы, но люди, бросившие свои дома, семьи, службу).
     Против опасного недуга беспечности и нерадения о своей душе, лучшее средство - постоянное памятование о смерти. «Помни последние дни твои, и никогда не согрешишь», сказано в Библии. Весьма спасительны мысли о внезапной смерти, суде, аде, рае и вечности. И ни одна мысль так усердно не заслоняется врагом, как эта.

6.      Мытарство ВОРОВСТВА, также невыплата зарплаты работникам. Похищение церковного имущества (святотатство).

7.      Мытарство СРЕБРОЛЮБИЯ И СКУПОСТИ. Те же, которые имея возможность помочь голодающему, по скупости отвергают его и таким образом доводят до смерти, являются убийцами. Выманивание денег через ненужные покупки («нагрузки» и пр.).

8.      Мытарство ЛИХВЫ (МШЕЛОИМСТВА): ростовщичество, конфискаторство, махинаторство. Взяточничество и подкуп.

9.      Мытарство НЕПРАВДЫ: несправедливость в судах, обмер или обвес покупателей, прочие неправды в торговле (сокрытие изъянов в товаре), с наёмными работниками и в других сферах. Безразборчивое подаяние милостыни (например, пьянице), непротивление соблазнам, исходящих от ближних, соблазнение людей на какой-либо, пусть незначительный грех. Подача ложной информации в любых видах и масштабах.

10.  Мытарство ЗАВИСТИ. Грехи недружелюбия, ненависти, злорадства.

11.  Мытарство ГОРДОСТИ: хвастовство, гордыня, тщеславие, высокомерие, презорство (уединение от людей, дескать, знать никого не хочу!), презрение, чванливость, самомнение, самохвальство, непочитание родителей, непослушание начальствам, надежда на свое богатство, на самого себя, особенно в делах духовных. Привычка спорить. Также принятие на себя непосильных духовных трудов (иногда из желания буквально подражать святому), неблагодарение Бога за особое благодеяние, высокомерный взгляд («гордый обычай», выражаемый также нежеланием поздороваться первым или ответить на приветствие человека) и самое опасное - прельщение бесовское: контакты с падшими духами, в образе ангелов, «ясновидение», контакты с «высшим разумом», всё это принимаемое как «дар свыше» или «избранничество».

12.  Мытарство ГНЕВА. Гнев - смертный грех.

13.  Мытарство ПАМЯТОЗЛОБИЯ. Также воздаяние злом на зло.

Души понимают одна другую. Злоба, ещё не выраженная на словах, уже передается душе того, на кого имеем злобу. Уничтожьте злобу в себе, уничтожится оно и в вашем ближнем. Господь же от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими, но и других склоняли к миру.

14.  Мытарство УБИЙСТВА. Причём на этом мытарстве истязуется и каждый удар по человеку и каждый толчок, также слова проклятия и отвращение людей от пути спасения. Желание себе смерти в сильной горести, злодейские клятвы, скверноядение (мертвячины).

15.  Мытарство КОЛДОВСТВА: чародейство, гадания, загоровы-наговоры, призывание бесов (даже неосознанное, такие дела и слова надо осознавать), проклятия «в шутку»: на погоду, обстоятельства и на что угодно другое. Грех также называть кого ведьмой, чёртом и т. п. Истязуются общения с колдунами, следования приметам и снам. Также вера в предчувствия. Так Езекия по тяжелой болезни должен был умереть, но остался жив; Аман заранее радовался своему торжеству над Мардохеем, и предчувствие радости не сбылось. Только святые могли предчувствовать ясно, мы же впадаем в ловушки бесов, которые они расставляют нам ранее сбывшимися предчувствиями или снами.

16.  Мытарство БЛУДА. Мечта о блуде, соизволение на блуд другим, половые извращения между супругами, мазохизм. Ношение соблазняющей одежды, производство и продажа растлевающей литературы.

17.  Мытарство ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ.

18.  Мытарство СОДОМИИ: мужеложство, лесбиянство, кровосмешение, скотоложство. Искусственная смена пола.

19.  Мытарство ЕРЕСЕЙ. Неправые мудрования о вере (ложная философия), невежество, колебания в вере, хула на святое.

20.  Мытарство НЕМИЛОСЕРДИЯ И ЖЕСТОКОСТИ: садизм, избиения, надругательства. Жестокость, насмешки над калеками

 

 

***

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

 

Отношение мужа к жене.

 

Непротивление суетности жены и угождение ей до обожания - грех. Муж поставлен Богом главою жены и семьи. Если муж из-за прихотей (часто искусно обставленных) жены перешагивает через заповеди, отодвигает на второй план более важные дела, то достоин самого большого сожаления, потому что он не замечает такого греха, живёт в нём, и не кается. Да и само слово "обожать" означает отнятие чести у Бога.

Но не меньший грех презрительного отношения к жене, потому что Божия заповедь гласит: «Муж да любит свою жену». Направленные к жене матерная брань, злословие, постоянные упреки, удары, ложатся на мужа двойной тяжестью; как злословие, упреки и удары сами по себе, так и за направленность к жене.

Непропитание жены с оставлением на её опеку и детей - многозначный грех. Он включает в себя и тунеядство, и лень, и чванливость, и тщеславие, и множество нерадений. Даже в самую разруху, муж, уповая на помощь Божию, сможет найти хлеба и картошки.

 

Отношение жены к мужу.

 

Искание господства над мужем. Господство жены над мужем противоречит Закону. Изначально она создана в помощь мужу, и в дальнейшем ей предназначено мужа слушаться. Женщина заранее должна выбирать такого супруга, какому ей хотелось бы подчиняться. Если же этого не произошло, то необходимо молиться, чтобы Господь управил семейную жизнь в нормальное русло.

Усиление раздоров. После нарушения мира с Богом раздор в семье есть второе зло, ибо семья - маленькая Церковь. (Один философ-дегенерат дал семье извращённое определение «маленькое государство»). В супружестве любовь и согласие - основа всему.

Можно привести лишь несколько примеров этого греха:

1) жена не хочет смолчать на справедливое замечание мужа; 2) чувствуя некую обиду, пытается устроить «бойкот»; 3) без всякого основания поступает наперекор мужу или же старается что-то придумать, чтобы сделать по-своему; 4) не хочет сознаться перед мужем в своей вине, всегда остаётся недовольна своей участью; 5) допустив вину, жена считает себя угнетённою со стороны мужа; 6) в споре готова сказать любую глупость, лишь бы её слово было последним.

Несочувствие к трудам мужа. Траты в обременение мужу.

 

Грехи относительно вдовиц и вдовцов.

 

Чрезмерная печаль о чете или наоборот, забвение.

При вдовстве роскошная жизнь и посещение увеселительных мероприятий. Это грех, ибо «вдова, питающаяся сластолюбиво - заживо погребённая» (1 Тим. 5. 6). Вдовство - это тяжёлый крест. И за достойное его несение, Богом предуготовляются великие венцы и радость на небе. Но Богом разрешён и повторный брак. И если человек не желает второй раз заключать его, то обязан нести этот крест до конца.

Во второбрачии не следует разговаривать о своей прежней половине, а тем более попрекать нового супруга умершим мужем (женой).

 

 

 

+++

 

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ

 

Мы спасаемся не только верою или только делами, а верою, делами и Божией благодатию: «Благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2. 8-9). То есть вера и дела - это лишь путь к получению этого дара (Рим. 3. 23-24; 5. 15-17; Тим. 1. 8-9; Тит. 3. 4-8). Исполнить Слово Божие - это и есть - пронести через всю свою жизнь заповеди Господа о вере, делах, любви и надежды.

     Какой же это путь?

 

ЗАПОВЕДИ О ВЕРЕ:

 

1.      Вера в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого (ангельского) мира.

               а). Ангелы разделяются на 9 ликов в трех чинах:

I.                  Престолы, Херувимы, Серафимы: (Быт. 3. 24; 2 Цар. 22. 11; Ис. 6. 6).

II.               Власти, Господства, Силы (Еф. 1. 21).

III.            Ангелы, Архангелы, Начала (Рим. 8. 38).

               б). Низшие ангелы получают просвещение и благодеяние Бога через высших.

               в). Бесы же не могут принудить человека ко греху, а только обольщают его.

 

2.      Сын Божий Иисус Христос, есть Бог вечный, рождённый от собственного естества, достоинством и славою равный Отцу.

3.      Ради спасения людей, Бог сошёл с небес и воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился.

4.      Господь распят за нас Понтийским Пилатом, страдал, и был погребён.

5.      Но воскрес в третий день, как на это и указывает Писание - Ветхий и Новый Завет.

6.      И взошёл на небеса и сел одесную (с правой стороны) Отца. Это значит, что человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, никогда с себя не слагал. Отсюда идет таинство евхаристии (причащения).

7.      И придёт со славою судить живых и мёртвых. Его же царствию не будет конца.

Степени блаженства в Небесном Царстве разные: «В доме Отца Моего обителей много» (Мф. 14. 2; Лук. 12. 47-48).

8.      Дух Святой есть Бог, единосущный Отцу и Сыну, исходит от Отца и является Творцом Священного Писания.

а). Различают семь даров Святого Духа: мудрость, разум, совет, крепость, вeдение (Ис. 11. 2-3), благочестие (Мф. 15. 8), страх Божий.

б). Различают девять плодов Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5. 22-23).

9.      Вера во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (2 Кор. 11. 2; Еф. 4. 5-6), объединяющую ангельский мир и души живых и мёртвых крещёных людей, глава которой Иисус Христос.

Имеется семь церковных таинств:

Крещение, «Истинно говорю вам: никто, не крестившийся Духом Святым и огнём, не войдёт в Царство Небесное».

Миропомазание - это таинство, через которое верующие получают дары Святого Духа: «Вы имеете помазание от Святого и знаете всё» (1 Ин. 2. 20). Миропомазание было установлено Богом и завещано: «А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им… кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» (30. 31-33). Поэтому таинство миропомазания совершается над человеком лишь один раз в жизни при крещении.

Евхаристия (причащение): «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: Примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 26-28), «и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2. 42). Хлеб для причащения употребляется един, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 17).

Священство, «Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу» (Числ. 8. 11). «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14. 21-23). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4. 14).

Покаяние («Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1. 9), «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19. 18).

Брак («Свободна выйти замуж, за кого хочет, только в Господе» (то есть с благословения)(1 Кор. 7. 39).

Елеосвящение (соборование) - это помазание больных освященным маслом с целью их выздоровления: «Болен ли кто из вас? Пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» (Иак. 5. 14). И в других местах: «возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16. 17-18), «они (апостолы) изгоняли бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6. 13).

Имеется девять наиглавнейших церковных заповедей.

1.               Молиться Богу с сокрушением и умиленным сердцем и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерю и поучения.

2.               Соблюдать посты.

3.               Оказывать уважение ко священнослужителям (1 Кор. 4. 1; 1 Тим. 5. 17).

4.               Исповедоваться не менее четырех раз в год, но лучше ежемесячно.

5.               Неопытные в познании Священного Писания не должны общаться с еретиками.

6.               Молиться за всех: за Патриарха, Митрополита, епархиального Епископа и за весь причт, Правительство, Областное начальство, за воинство, за усопших в вере Православной, за еретиков, чтобы одумались.

7.               Исполнять посты и моления, назначаемые духовенством по особым случаям (войны, бедствия, голод, траур)

8.               Не сметь похищать церковное имущество.

9.               Не совершать браки в запрещённые Церковью дни, не присутствовать на непозволительных зрелищах и не следовать языческим обычаям.

 

10.  Исповедование единого крещения во оставление грехов (Еф. 4. 5).

11.  Чаяние (ожидание) воскресения мёртвых (помнить о Суде, рае и аде) (Деян. 24. 15), а также Ин. 5. 28-29: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения».

12.  И (чаяние) жизни будущего века Небесного Царства.

 

 

 

ЗАПОВЕДИ О ДЕЛАХ

 

Заповеди о делах различаются на заповеди о надежде и о любви.

 

НАДЕЖДА - это истинное дерзновение к Богу, дарованное сердцу человека чрез вдохновение и просвещение от Бога, дабы он никогда не отчаивался в содействии ему Божией благодати, как по отношению к прощению грехов, так и исполнению каждого прошения, временного или вечного (Евр. 10. 35; Рим. 8. 24-25).

К надежде относятся: молитва Господня («Отче наш») и девять блаженств (Мф. 2-12). А также четырнадцать Евангельских милосердий: семь, относящихся к телу, и семь, относящихся к душе.

Милосердия, относящиеся к телу: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить заключённого, навещать больных, дать ночлег страннику, погребать умерших.

Милосердия, относящиеся к душе: отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни (Иак. 5. 19-20), наставить неучёного и невежду (Мф. 5. 14; Лк. 6. 39), подать добрый совет имеющему нужду в нём (включая предупреждение об опасности), молиться за ближнего, утешить печального, переносить обиды с терпением, прощать обидчиков (Мф. 6. 14-15).

 

ЛЮБОВЬ

 

Грехи против любви:

Гордость - несправедливое желание собственной славы (хвастливость, лицемерие, спорливость, упрямство, неуместная суетливость, самонадеянность, небрежение в исполнении заповедей, закостенение во грехе и др.).

Любостяжание - неумеренное желание богатства (грабительство, коварство, обман, мятеж, немилосердие, зависть, вероломство, притеснение людей).

Сладострастие (распутство, леность и др.).

Зависть (1 Петра 2. 2).

Чревоугодие (обжорство) (Рим. 13. 13). Смертный грех.

Злопамятство.

Беспечность - холодность к вечному спасению и нерадение о нём. (Евр. 6. 12; Матф. 25. 26-30; 1 Петра 5. 8-9).

Грехи против Духа Святого: отчаяние (ненадеянность грешников на Божие милосердие), чрезмерное упование на благодать Божию.

Грехи, вопиющие к Богу об отмщении в этом мире: убийство, мужеложство, притеснение вдов, сирот и бедняков, невыплата денег работнику, неблагодарность родителям (1 Тим. 5. 22).

 

Апостол Павел, поясняя суть христианства, обращается ко всем людям: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5. 15). Господь наш Иисус Христос для того и пришёл, чтобы изменить, преобразовать и обновить наши души, растворив их собственным Своим Божественным Духом. И христианин, стряхивая с себя ветхого человека, отрекаясь от пагубных скверн окружающего мира, облекается в человека нового, ибо Господь говорит, что новое вино надобно вливать в новые мехи (Мф. 9. 17): «Кто во Христе тот новая тварь; древнее прошло теперь всё новое» (2 Кор. 5. 17).

И если не будет излечен «ветхий» человек, то как прокажённый, которому запрещено входить в церковь, (Лев. 21. 17-23) не сможет войти в Божию небесную Церковь. Но прокажённому предписано идти к иерею и умолять его, чтобы пришёл в дом его кущи, возложил свои руки на поражённое место и уврачевал (Лев. 13). Подобно этому, Христос, истинный Первосвященник, входит в телесный храм души человека и врачует его страсти (проказы духовные). И поэтому всякий человек, носящий на себе духовную проказу страстей и грехов, если не приступит к истинному Первосвященнику и не будет умолять Его, и как следствие, не очистится, и не войдет в стан святых, в Церковь небесную. Ибо Церковь, чистая и непорочная, требует чистых и непорочных душ: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8). Истинное исцеление подаётся лишь Иисусом Христом по сказанному: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1. 29), «ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2. 18).

 

 

+++

 

Неосознанное поклонение демонам.

 

Мы все знаем, что имена и названия являют собою невидимую связь с невидимым миром. Когда идём по улице и с интересом разглядываем рекламу, то нас обступают бесы, когда начинаем в уме молиться, они отступают. Если заходим в магазин с бесовским названием («Орфей», «Меркурий», «Домовой»), то вещи, находящиеся в них, осквернены находящимися в магазине бесами. Подстригаемся в парикмахерской «Венера», (а там нам ещё и вымоют голову шампунем «Ольхон» и «освежат» одеколоном «демон») в прямом смысле слова садим на голову беса. Идём на просмотр новых платьев в дом моды «Астарта» - возвращаемся с мерзким бесом блуда. И употребляя вино «Монастырская изба» или «Душа монаха», осознаем ли, что грешим богохульством?

Вот мы начитались о полезном применении соляных ванн, но совершенно забыли, что место, называемое Мёртвым морем, где раньше находились Содом и Гоморра, проклято Богом. И соль Мёртвого моря несёт на себе печать проклятия. Страшно даже представить, что с нами происходит во время этих процедур.

Будем же рассудительны и бдительны.

 

+++

 

 

ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ВСЕЛЕНСКИХ И ПОМЕСТНЫХ СОБОРОВ

(ВЫДЕРЖКИ)

 

Правила святых апостолов

 

9. Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не прибывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих отлучать подобает от общения церковного. (Это значит, что нельзя выходить из храма раньше окончания богослужения). Об этом и в Евангелии: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр. 10. 25).

18. Взявший в супружество вдову, рабыню, блудницу или актрису не может быть в списке священного чина.

19. Епископ или пресвитер, или диакон, в блудодеянии или в клятвопреступлении, или в воровстве обличенный, да будет извержен из сана.

27. Повелеваем: епископа или пресвитера, или диакона, бьющего христиан или неверных, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил, напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал.

45. Епископ или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся, да будет отлучён.

51. Если кто удаляется от брака и мясной пищи не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, или исправится, или будет отвержен от Церкви.

57. Если кто из клира хромому или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеётся, да будет отлучён. Так же и миряне.

60. Если кто подложные книги нечестивых в церкви оглашает ко вреду народа и клира, да будет извержен.

63. Если кто из священного чина будет вкушать мясо с кровью, мясо растёрзанного зверем животного, или мертвечину, да будет извержен. Ибо сие закон запретил (Деян. 15. 29). Если же сие соделает мирянин, да отлучён будет.

65. Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолиться, да будет и от чина священного извержен, и отлучён от общения церковного.

67. Если кто деву изнасилует, да будет отлучён.

70. Если кто из клира постится с иудеями или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то: опресноки или нечто подобное, да будет извержен. Если мирянин, да будет отлучён.

79. Если кто демона имеет, да не будет принят в клир, но и с верными да не молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и если достоин, то и в клир.

 

Правила I Вселенского собора

 

1.  Сам себя оскопивший на три года отлучается от таинства. Кто велел это сделать или оказал покровительство оскопителям, тот отлучается от Церкви (Конст. двукр. пр. 8). («У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (Втор. 23. 1).

12. Надлежит принимать в рассуждение расположение и образ покаяния. Ибо которые со страхом и слезами, и терпением, и благотворениями обращение являют делом, а не по наружности, тех по исполнении определённого времени слушания прилично бедет принимать в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли своё грехопадение, и вид вхождения в церковь возомнили для себя довольным ко обращению, те всецело да исполняют время покаяния.

 

Правила IV Вселенского собора

 

4. Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостаиваются приличной чести. Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат только посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира.

27. Похищающих женщин для супружества или содействующих, или соизволяющих похитителям, святой Собор определил: для клириков - низлагать со степени их, мирян - предавать анафеме.

 

Правила VI Вселенского собора

 

14. Правило святых и богоносных Отцев наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридцати лет не рукополагать, хотя бы человек и весьма достоин был, но отлагать до урочных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридцатое лето крестился и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и диакониса прежде сорока лет да не поставляется.

23. Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая Пречистое Причащение, да не требует от причащающегося за таковое причащение денег или чего иного. Ибо благодать не продаваема, и мы не за деньги преподаём освящение Духа, но неухищрённо должны преподавать оное достойным сего дара.

24. Никому из числящихся в священном чине, или монаху не позволяется ходить на конские ристалища или присутствовать на позорищных играх: театральных представлениях, маскарадах и тому подобных. Если же кто обличён будет в сем, то или да перестанет, или да будет извержен.

50. Никто из мирян и клириков да не придается азартной игре.

51. Святой Вселенский Собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам и их зрелищам, также и зрелища звериные творить и плясать в цирке. Если же кто предастся таким возбранным увеселениям, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучён от общения церковного.

68. Книги Ветхого и Нового Завета, также и святых и признанных наших проповедников и учителей никому не позволяется повреждать, разве когда от моли или от воды, или иным образом сделаются неспособными к употреблению. Кто же таковое что-либо делающим усмотрен будет, тот да будет отлучён на год.

70. Непозволительно женщинам во время божественной литургии разговаривать.

72. Непозволительно мужчине верному православному с женщиной-еретичкой браком сочетаться, ни женщине верной с еретиком. Если же вступили в брак не будучи верными, но в дальнейшем если один из супругов, избрав благое, пришёл к свету истины, а другой остался во узах заблуждения, то такой брак да не разлучается, ибо муж освящается от жены верной, а жена от мужа верного.

73. Поскольку животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам воздавать честь тому, через что спасены мы от древнего грехопадения. Поэтому, и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: начертываемые некоторыми на земле - совсем изглаживать, дабы знамение нашей победы не было оскорбляемо попиранием ходящих. Начертывающих на земле изображение Креста повелеваем отлучать.

74. Не должно в церкви совершать трапезы и внутри храма вкушать пищу, и ложе постилать для сна.

77. Ни клирику, ни всякому христианину мирянину не должно вместе с женами мыться в бане. Ибо это есть первое нарекание со стороны язычников.

80. Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, в продолжении трех недель не придёт в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удалён от общения.

87. Жена, оставившая мужа ради другого, есть прелюбодейка. И равным образом муж, уходящий от жены к другой.

88. Никто внутрь священного храма да не вводит никакого животного. Если кто усмотрен в этом будет, то клирик достоин извержения, а мирянин отлучения.

100. Очи твои да право зрят, и всяким тщанием храни твое сердце (Притч. 4. 23-25), поэтому непозволительно начертывать изображения, растлевающие ум и возбуждающие нечистые удовольствия. Если же кто дерзнёт, да будет отлучён.

102. Приявшие от Бога власть решить и вязать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего ко обращению, и тако употреблять приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и другом, не утратили спасения недугующего.

 

Правила VII Вселенского собора

 

5. Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают.

12. Епископ или игумен имеют попечение о всех церковных вещах и ими распоряжаются; но не позволительно что-либо присваивать или кому раздаривать, ибо сие принадлежит Богу. Также да не продаёт ничего принадлежащего Церкви, особенно в отношении земельных угодий. Поступающий же так да будет изгнан: епископ из епархии, игумен же из монастыря.

 

Правила святого поместного Собора Анкирского

 

3. Убегающим от гонителей и пойманным или преданным от своих домашних, или иным образом лишенным имения, или претерпевшим мучения, или вверженным в темницу, и истязанным и вопиявшим, что они - христиане, и между тем нечто идоложертвенное в руки насильно получающим, но непрерывно исповедовавшим, что они христиане, и скорбь свою о случившемся изъявляющим со всей скромностью и смирением жизни, - таковым, как вне греха находящимся, да не возбранится общение.

4. О идоложертвовавших по принуждению, и сверх того пред идолами пиршествовавших, которые, быв приведены и с весёлым видом вошли и участвовали в пиршестве беспечно, рассуждено: чтобы таковые находились год в числе слушающих Писания, три года - в числе припадающих, два года имели общение в молитве и только после этого вступали в совершенное общение.

6. О тех, которые под угрозами поколебались и идоложервовали, внидут в совершенное общение после шести лет покаяния.

21. Женщинам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, - таковым проходить десятилетнее время покаяния.

24. Волхвующие и последующие языческим обычаям или вводящие неких в дома свои, ради волшебства, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния по степеням установленным: три года припадания и два года молитв без приобщения Святых Таин.

 

Правила святого поместного Собора Гангрского

 

5. Если кто учит невозбранно пренебрегать домом Божиим и бывающим в нём собраниям, да будет под клятвою (анафемой).

 

Правила святого поместного Собора Лаодикийского

 

24. Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, и даже до иподиаконов или чтецов, или певцов, или дверников, или из монашеского чина, заходить в питейные заведения, кроме как исключительной нужды.

33. Не подобает молиться с еретиками.

53. Не подобает христианам, на браки ходящим, скакать или плясать, но скромно вечерять и обедать, как прилично христианам.

 

Правила святого поместного Собора Карфагенского

 

35. Положено, чтобы никто не продавал церковной собственности, но если сия собственность не приносит доходов и настоит великая нужда, то представлять о сем первенствующему епископу области и с определённым числом епископов совещаться, что учинить нужно.

 

Правила из посланий Василия Великого

 

43. Нанёсший ближнему смертный удар есть убийца, он ли первый нанес удар, или отмщал.

78. Епитимия для взявшего в сожитие две сестры, хотя бы то было и в разные времена, такая же, как и для вины прелюбодеяния: один год плача перед дверями храма, два года слушания Писаний, три - припадания, седьмой же год стояли с верными, - и так удостоятся Святого Причастия.

80. О многобрачии Отцы умолчали, как о деле скотском и совершенно чуждом роду человеческому. Сей грех представляется тягчайшим блуда.

 

 

В ЧЁМ СОСТОИТ ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ

 

Истинное покаяние состоит в том, чтобы не только сожалеть о содеянном и плакать о грехах, но и не возвращаться более к ним, а за те грехи, которые уже совершены, понести труды покаяния, соответствующие тяжести грехов. Святой Григорий Двоеслов говорит: «Покаяние познаётся по плодам, а не по корню или листьям. Господь предал проклятию смоковницу, имевшую только листья, но бесплодную: так и одно словесное исповедание грехов Он не приемлет без плода удручения тела (плодом покаяния)». Итак, корень покаяния есть доброе намерение исповедать грехи, листья - это самое исповедание грехов Богу перед отцом духовным и обещания исправления, а плоды покаяния - это добродетельная жизнь и труды покаянные. По этим-то плодам и познаётся истинное покаяние.

В Священном Писании мы читаем о двух грешниках, которые оба каялись в своих грехах и исповедали их перед Богом, - это Саул и Давид; но не оба получили прощения от Бога. Говорил Саул: «Согрешил, потому что преступил слово Господне» (1 Цар. 15. 24). Говорил и Давид: «Согрешил ко Господу моему» (2 Цар. 12. 13). Но Давид получил прощение и был спасён, а Саул не удостоился прощения и погиб во гневе Господнем. Почему же это? Саул на словах исповедал свой грех, но не показал истинного покаяния и исправления, хотя и имел на это довольно времени. А Давид, в исповедании греха своего, сколько потрудился в покаянии! Каждую ночь омывал он ложе свое слезами, вставал с полуночи, вкушал пепел как хлеб, и питьё своё растворял плачем. Он изнемогал от поста, изнурял тело своё и смирялся перед Господом во вретище. И ради этих-то трудов покаяния не только получил прощение, но и стал возлюбленным избранником Божиим.

Хорошо обнаружить рану и показать её врачу, но надобно ещё и приложить к ней пластырь. Поэтому будем подражать Давиду, который говорит: «беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем» (Пс. 37. 19). Не будем бояться получить и епитимию. Это спасительно и полезно; исполненная епитимия отсекает пристрастие ко греху. Разумеется, лучше получить епитимию от священника, чем ожидать Божьего взыскания. Не принимающий и не выполняющий епитимии, грешит против исправления своей жизни, потому что главная цель епитимии, духовное уврачевание грешника. Если такой человек ропщет, он отходит от Господа.

Стараться изгладить прежние грехи и страсти, решиться покинуть ту или другую страсть, ту или другую привычку - вот истинное покаяние.

 

 

 

ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

 

 

Крестное знамение должно совершать так: сложив троеперстно большой, указательный и средний пальцы, и прижав к ладони безымянный и мизинец, осеняют лоб, живот, правое, затем левое плечо, касаясь всех четырёх точек, опускают руку и только после этого кланяются. Недопустимо вместо живота осенять грудь. Ибо неправильному крестному знамению «бесы радуются» и «будет оно во осуждение». И напротив, крестное знамение, совершаемое с верою и благоговением, устрашает бесов и привлекает Божественную благодать.

 

Православные христиане приняли от святых отцов и исполняют следующие правила:

 

1. Войдя в храм, совершают три малых поясных поклона с крестным знамением, произнося: «Создавый мя Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному (-й)», «Без числа согреших, Господи, прости мя». Также молятся при выходе из храма.

Затем, поклонившись направо и налево находящимся в храме ангелам, без лишних разговоров, поклоном приветствуют знакомых. Перед службой ставят свечи; по одной на каждого поминаемого человека: за живых - перед иконой, за усопших - на столешнице-панихиде с крестным знамением и краткой молитвой. Допустимо ставить свечи и во время службы, но не в торжественные моменты и не отвлекая других, передавая свечи «к празднику».

2. Службу полагается слушать стоя на одном месте (если стоять трудно, можно время от времени садиться. Если человек больной, то можно сидеть всю службу, вставая время от времени). Туда-сюда не ходить, не переговариваться, не читать иных молитв по своему молитвослову, ибо таких осуждает святой апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10. 25).

 

Креститься без поклонов:

В середине шестопсалмия (на вечернем богослужении, когда чтец выходит пред аналой) на «аллилуиа» три раза.

В начале Символа веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…» перед евхаристическим каноном (который от всецерковного народного пения «Верую» до «Отче наш»), его слушают только стоя. (Также крестятся перед Символом веры и дома на утреннем правиле).

На отпусте священнослужителя «Христос истинный Бог наш…».

Перед чтением Священного Писания (также и дома).

 

Креститься с поясным поклоном:

При каждом прошении ектений. («Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем» и «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви»).

При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

При каждом возгласе «Приидите, поклонимся…».

Во время Трисвятого («Святый Боже…»), на «аллилуиа» и после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше» - по три раза.

После каждой стихиры (похвальная песнь в честь праздника или святого).

При словах: «Честнейшую Херувим…»

При возгласах: «Примите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих» и «Святая Святым» (на литургии).

На «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым (на вечернем богослужении). Также при домашнем чтении.

Перед вседневным и великим славословием на Вечерне («Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение…»).

 

В начале каждой молитвы. И по смыслу - в конце.

 

Креститься с земным поклоном:

В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.

В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

В начале пения «Достойно и праведно» на евхаристическом каноне.

После «Тебе поем».

После пения «Достойно есть…» на евхаристическом каноне. (В двунадесятые праздники и их папразднства вместо «Достойно…» поется припев и ирмос 9-й песни праздничного канона, так называемый «задостойник»).

При возгласе «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно…» (перед «Отче наш» на евхаристическом каноне).

На выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «всегда, ныне и присно».

На вечернем богослужении, на каноне, когда возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».

В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» на великопостной вечерне три поклона.

В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего три земных поклона.

В Великую пятницу на повечерии пред плащаницею.

 

Поклон без крестного знамения:

При словах священника: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», «И да будут милости Великого Бога», и при словах диакона: «И вовеки веков» (на солее при открытых царских вратах и осенении народа орарем).

 

Когда осеняют народ Крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся с поклоном, а когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то лишь наклоняют голову. Только во Светлую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке с пасхальным приветствием, все крестятся и говорят: «Воистину воскресе». Так различается поклонение перед святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.

 

Принимая благословение священника, христиане целуют его правую руку, через которую и преподаётся Божие благословение.

 

Не допускаются земные поклоны:

      После причащения Святых Христовых Таин - весь день до утра.

Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения; от Пасхи до Пятидесятницы; в день Преображения и Воздвижения (В сей день три земных поклона Кресту), ибо воскресные и Господни праздники содержат воспоминание о примирении с Богом, по слову апостола: «Посему ты уже не раб, но сын» (Гал. 4. 7), сынам же не подобает творить рабское поклонение.

 

Креститься не положено:

Во время псалмов.

Во время пения. Только после него.

 

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

 

 

      Христианин, исполняя заповедь Господа, должен не пропускать воскресных и праздничных служб. Все домашние дела лучше завершить в субботу, и если есть возможность, на день великого христианского праздника на работе взять увольнение. В праздники также не следует работать по хозяйству (кроме приготовления пищи). День свят - и дела спят.

 

Нельзя входить в храм с животными и птицами.

Нельзя вносить в храм мясо.

Мужчины должны стоять в правой части храма, а женщины - в левой, оставляя свободным серединный проход (если народа не очень много).

Женщинам являться в храм в женской одежде, не в брюках, без косметики и бижутерии, с покрытой платком головой. Недопустимо прикладываться к иконам и кресту с накрашенными губами, что является осквернением святыни. В известные женщине дни лучше сидеть дома и также не прикладываться к иконам! В эти же самые дни нельзя принимать cвятое таинство Крещения.

Женщине, родившей ребёнка, в течение 40 дней после родов запрещено также прикладываться к иконам, принимать участие в церковных таинствах, даже в крещении ребёнка. Для крещения есть восприемник. Мама может просто стоять в сторонке и только наблюдать. По прошествии 40 дней роженице следует обратиться к священнику, чтобы он прочитал над ней очистительную молитву.

Не приходить в храм в нетрезвом виде. Руки, как у мужчин, так и у женщин, должны быть закрыты. Стараться не приходить в ярко раскрашенных одеждах. Не держать руки в карманах.

Прежде чем приложиться к иконе, следует оставить в стороне сумку.

Во время богослужения к иконам прикладываться не следует: люди беседуют с Матерью Божией, Она внимает им, а неразумные в это время заслоняют Её от народа, оскорбляя и Пречистую, и молящихся.

Мирянам не полагается ставить свечи перед иконостасом, подниматься на солею и целовать иконы иконостаса.

Если кто прикасался к животным и вообще пришёл с грязными руками, то ничего не должен трогать.

Должно пресекать хулиганство.

Не уходить из храма раньше окончания службы, иначе пользы будет не много.

 

Готовясь ко причастию, следует строго попоститься три дня: не пить спиртного, воздерживаться от брачных отношений, ни с кем не ругаться. Если кто не читает утренние и вечерние молитвы полностью, то в эти дни пусть читает полностью (по немощи можно кого-либо попросить прочитать). Каждый день прочитывать не менее одного любого канона. В день перед причастием необходимо быть на вечернем богослужении и исповедаться (в крайнем случае, можно исповедаться в день причастия перед Литургией). В этот же вечер прочитать три канона: покаянный ко Господу, Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю. Читается также канон ко причащению. Утром прочитываются утренние молитвы и последование ко Святому причащению. Утром до причащения не есть и не пить! Не принимать фармакологических средств, даже необходимых таблеток.

После причащения Святых Христовых Таин непозволительно осквернять рот курением и бранью. Не есть жирного. Также, как можно дольше, не принимать таблеток (примерно шесть часов).

 

 

КОГДА НАШИ МОЛИТВЫ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ БОГОМ

 

      Святой Ефрем Сирин сказал: «Молитвы - крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству… во всей жизни человека нет иного достояния, драгоценнее молитвы».

      Святые Отцы заповедали нам иметь во время молитвы прежде всего смирение и сердечное сокрушение о своих грехах и говорили: если человек в своём сердце не сознает себя грешником, то Бог не услышит его, В Святом Евангелии мы это видим на примере молитв мытаря и фарисея. Смиренная молитва отверзает небеса и преклоняет на милость правосудие Божие: «На кого воззрю - говорит Господь - только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66. 2). Страшный грех молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу (Феофан Затворник).

 

Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14. 23).

 

 

 

Hosted by uCoz

Главная

Hosted by uCoz

Православное учение - подробно


Hosted by uCoz