Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное
 

Enter_Title_Here

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ

 

1.      Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня.

 

Мы должны иметь истинное познание о Боге. Но мы не только таковое не имеем, но даже и не стремимся к нему. Что мы знаем о православном учении, о Церкви, о её правилах и даже о церковных таинствах? И мы ещё оправдываемся, что нам негде и некогда почерпнуть эти правильные понятия о самом главном в нашей жизни. Мы можем проштудировать Гражданский кодекс, досконально изучить историю любимого футбольного клуба, зачитываться кучей популярных журналов, и на всё это находим время.

Мы оскорбляем Церковь своим невниманием к её молитвам, удалением от соборных молитв: не приходим в храм к началу службы, толпимся и разговариваем, переходим с места на место и не приникаем к источнику истинного богословия. Церковь зовёт: «придите поклонимся», «молимся Тебе, Боже наш», «премудрость прости», «главы ваша Господеви приклоните»; а мы что делаем в это время? Ставим свечи, пишем записки, наливаем воду, целуем иконы, всем этим игнорируя молитву Церкви.

Мы ленимся читать душеспасительные книги, и даже Святое Евангелие. А между тем Церковь предписывает ежедневное чтение Евангелия и Апостольских посланий. Хотя бы по одной главе.

Первая заповедь обязывает нас иметь истинную веру в Бога, любовь к Нему и надежду на Него.

Самый страшный грех против этой обязанности - безбожие. Имеем ли мы твёрдую и несомненную веру православную? Обращаемся ли к гороскопам, гадалкам, знахарям, целителям, экстрасенсам? Верим ли снам и приметам? Всё это: гороскопы, нумерология, сны и гадания - орудия сатаны - наживка тёмных сил для обольщения и средства отвлечения от Бога и привлечения к дьяволу. «Как обнимающий тень, или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям» (Сир. 34. 2), говорит нам Господь. «Народные целители» и предсказатели - уже прямые слуги дьявола, продавшие ему свою душу и губящие души других людей. Даже если во время «сеанса» они и молятся, размахивают крестом и иконами, они не Божие люди! Бойтесь обращаться к ним! А если и обращались - кайтесь. Экстрасенсорное воздействие является действием магического порядка. Недаром продвинутые колдуны называют экстрасенсорику только первым уровнем магии. Они говорят об излечивающей энергии, которую они якобы черпают из «космоса», но у всякой энергии есть свой источник, откуда она исходит. Люди, лечащиеся у экстрасенсов, добровольно отдают свою душу во власть падшим духам, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому все, кто лечился непосредственно у экстрасенсов, колдунов, бабок, должны пройти чин отречения от занятий оккультизмом. Только в таком случае нить, протянутая в их душу колдовским воздействием, может прерваться. В некоторых случаях необходимо ещё пройти таинство соборования или чин отчитки. За прямое колдовство (заклинания, ворожбу, проклятия) в древние времена Церковь отлучала таких людей от общения с ней на 20 лет, наравне с убийцами.

Или может, мы недостаточно почитаем Матерь Божию и святых угодников Божиих? Врагами России всё ещё распространяется злобная информация, будто канонизация православного царя Николая II и адмирала Фёдора Ушакова имеют политическую подоплёку. Мы колеблемся, взирая на их нетленные святые мощи? Кайтесь.

Опасный грех - возложить цветы к памятнику деятеля революции, ибо каждый из них служитель сатаны. Кайтесь, если это было с нами раньше, отговаривайте родственников и знакомых следовать всё ещё продолжающейся традиции целыми свадебными кортежами поклоняться этим ублюдкам. Не принимали ли мы участия в демонстрациях, застольях, концертах и других мероприятиях, посвященных масонской революции? Многие из нас принимали поздравления по этому событию, и сами поздравляли других. До конца ли мы выкорчевали из своего сознания и сердца масонскую коммунистическую идеологию? Кайтесь, кайтесь и кайтесь.

Может, кто ещё дерзал винить Бога даже в том, что Он попускает людям грешить или наказывает несправедливо? Некоторые говорят: «Если бы Бог был, разве допустил бы Он войны, грабежи, убийства, смерть детей…» или: «Разве я виноват, что у меня такой характер, это от рождения…» или ещё хуже: «Если Ты, Господи, есть, то исполни моё желание…». А это уже - богохульство. Тяжесть этого греха объяснять никому не надо.

Есть люди, которые признают бытие Бога, но не признают Промысла Божия. По их мнению, жизнь развивается по данным Богом законам и только. Такая ложная теория отнюдь не христианская, а восточно-демоническая, откуда и пошла астрология. Богом Иисусом же сказано: «Отец Мой доселе делает и Я делаю» (Ин. 5. 17). То есть на мир имеется два действия: творение и промышление о нём. Отрицание Промысла Божия - грех.

Этот упадок в Промысел Божий бывает и при виде торжествующего зла. В этой жизни мы часто видим зло будто бы торжествующим, а правду поверженной. Так пророк Давид восклицает: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93. 3), но уже духом пророческим отвечает себе и потомкам: «Господь обратит на них беззаконие их, и злодейством из истребит их, истребит их Господь Бог наш» (Пс. 93. 23). И ещё: «Пусть беззаконники творят ещё беззаконие, но погибель их не дремлет».

Скорби же и страдания праведным нередко попускаются Господом для полного их очищения и совершенства, для спасения их бесценной души.

Уныние же, происходящее из этого маловерия - грех смертный. В несчастьях и болезнях мы ропщем на Бога, осуждая тем самым волю Божию.

Маловерие - отсутствие полной глубокой убеждённости в какой-либо христианской истине или принятие этой истины только разумом, но не сердцем.

Сомнение - мысль, которая нарушает убеждённость в истинности учения Христа и Православной Церкви (например, сомнения на счёт вечных адских мук).

Экуменизм - ложная вера в то, что все религии хороши и спасительны. Эта хитросплетённая ложь была обличена ещё Господом нашим Иисусом Христом, Который ясно сказал: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» (Ин. 10. 8). Суть экуменистических аргументов есть отвержение Библии, Святой Троицы и Христа Бога Спасителя. Если было бы так, то незачем было бы приходить Сыну Божию, воплощаться, и через крестную смерть спасать род человеческий.

Теплохладность в вере - малая ревность к богообщению и духовной жизни во всех её проявлениях. О таких людях в Откровении Иоанна Богослова сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч: о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих» (Откр. 3. 15-16). И, действительно, человек, равнодушный в вере или даже противник, под влиянием жизненных обстоятельств и благодати Божией, может покаяться и радикально измениться. Теплохладный же будет духовно тлеть всю жизнь и вряд ли когда приложится к Богу всем сердцем. Наша теплохладность почти во всём: в посещении церкви, в молитвах, в изучении веры, в исполнении заповедей…

«Что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том помышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто» (Сир. 3. 21-22), - сказано в Священном Писании. И поэтому излишняя пытливость о вещах, превосходящих возможности понимания нашего разума - грех. Из-за этой ложной пытливости и произошли дьявольские оккультные секты. «Не могу поверить в то, чего не могу понять», - нередко говорят люди, забывая, что область Божественной жизни лежит за пределами жизненного опыта человека.

Некоторые, начитавшись оккультных книжек, начинают нам объяснять, что весь мир, даже невидимый, не более чем материя, сгустки энергии, поля и т. д. и т. п., отрицают чудеса Божии или же, наоборот, высказываются о вере только как о таинственном или сакральном… А мы, развесив уши, слушаем. Это опасные грехи материалистических и натуралистических мыслей.

Обожествление природы (пантеизм) - ложная вера в то, что всё окружающее нас является непосредственным проявлением божественной сущности, что в каждой окружающей нас вещи содержится частица Бога. На самом деле мир произошёл не из существа Божия, а из ничего, по всемогущему слову Бога. (Характерный пример такой ложной веры - буддизм).

Дуализм - ложная вера в равносильность добра и зла, в существование двух равносильных божеств, начал: доброго и злого, от единства и борьбы которых якобы зависят судьбы людей и всего мира. На самом деле, Бог есть абсолютное добро. Зло исходит от сатаны, а также от греховного выбора свободной воли человека.

Беззаботное незнание истин и заповедей православной веры - грех против богопознания. Это: незнание главнейших молитв и Символа веры, нестарание приобрести себе Священное Писание и не изучение его, пренебрежение чтением других духовных книг. Это также и разговоры в церкви во время проповеди, чтение еретических книг и газет, дружба с тем, кто ненавидит православие. Невежественный христианин может быть легко уловлен в сети еретиков и сектантов.

Страшный грех совершают те, кто в гаданиях или заговорах применяет слова молитвы, то есть призывает имя Божие, Его Матери, ангелов или святых. Только тёмные люди не могут отличить, например, молитву святому целителю Пантелеимону от заговора «на прекращение кровотечения». Или вы до сих пор не приобрели молитвослова?

Бесчисленны и околорелигиозные предрассудки, как упавшие или потухшие свечи и невесть что ещё придуманное.

Иногда в человеке случается кратковременный упадок веры, когда кто размышляет, что Бог несправедливо допускает различные бедствия и несчастья. Однако и фатализм - грех, свободу Божию от нас никто не отнимает.

Есть люди, которые утверждают, что достаточно иметь Бога «в сердце», помнить о Нём, а посещать церковь и поститься не обязательно. Но это великое заблуждение (откуда его переняли, не от сектантов ли?). Именно для нашего спасения Бог установил Церковь, духовную иерархию, дал таинства. Кто не выполняет постановлений Церкви, установленных в ней Самим Святым Духом через святых отцов, угодить Богу не сможет. Вне Церкви нет спасения. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», - сказал святой Киприан Карфагенский (III в.).

Неблагодарность Богу. Мы часто обращаемся к Богу в период несчастий, скорбей и болезней, но когда наступает относительное затишье, мы забываем благодарить Бога за полученную помощь. Но если бы мы любили Бога и верили в Его благой о нас промысл, то благодарили бы Его и за ниспосылаемые нам скорби.

В мирской суете: в быту, на работе мы забываем о вездеприсутствии Божием. Мы забываем и своего Ангела-хранителя, не сознавая его благодатного влияния на нашу судьбу, например, когда мимо проходят явные опасности для здоровья и жизни. Он постоянно с нами; защищает, приводит нужные мысли, и будет сопровождать на мытaрствах. Прочитайте акафист ангелу-хранителю, и увидите, как важно не отдалять его от себя своей греховной жизнью. Также нельзя не знать жития святого - своего небесного покровителя, в честь которого названы.

Может, кто ранее не воспитал в своих детях религиозности, любви к храму, веру в Таинства Церкви, а теперь настоял на том, чтобы сын или дочь пришли в храм, причастились или повенчались? И они, чтобы как-то отвязаться от ваших настырных просьб, приступили к Таинствам без веры, а может, и с кощунством в душе, а вы ещё и порадовались об их мнимом обращении к вере. Кайтесь Господу, ибо через это поругана святыня лично вами!

С любовью ли мы жертвуем на святой храм? «Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7. 5), - с такой благодарностью отозвались евреи о сотнике. Такого же благодарственного отзыва заслуживает каждый, кто жертвует от своего имущества на благо Церкви и общества (дома сирот, престарелых).

Некоторые даже не знают, что театр - это богохульство самого типичного проявления и страшного тем, что прикрывается ширмой «культурного просвещения». Театр зародился в древнем Египте в период Среднего Царства, за пять веков до его появления в Древней Греции. Вся атрибутика театра и действия актеров направлены на символическое противодействие Богу, то есть театр - искусство от дьявола, это изображение антицеркви. Театральная кулиса - антипод иконостаса, сцена противопоставлена алтарю и солее, хор - клиросу. Режиссёр изображает сатану, актеры - бесов. Лицедейские ужимки действующих лиц - ложные обольщения демонов. Плата же за театральный билет - жертва дьяволу. Покаемся за это наше обольщение и положим более не посещать эту «пляску смерти». Если же сами были актёрами даже на любительском уровне, покаемся ещё горше (актеры-профессионалы прямо заявляют, что они продают душу дьяволу. Чьи это фотографии мы видим на своём настенном календаре?). Нельзя со своей стороны побуждать детей к посещению театра. «Ты гадишь своих детей - упрекал старец Амвросий Оптинский одну женщину, толкавшую своих дочерей на развлечения и театры.

Мы забываем, что пустое хождение по храму во время службы, мирские разговоры, поворачивание спиной к алтарю, внесение в храм спиртного и табака, животных, птиц или просто мяса, также есть грех богохульства. Нельзя появляться в храме в нетрезвом состоянии и женщинам во время месячных.

Тяжелейший грех - вероотступничество. Но как близки мы к этому состоянию… Если, например, на работе, заходит разговор о вере, то несчастный малодушный человек пытается скрыть, что он христианин и слова отречения от Христа уже висят на кончике его языка…

Часто мы испытываем и ложный стыд в деле исповедания веры и в делах богопочитания. Почему некоторые не носят нательный крестик, а женщины и вовсе прячут его в бюстгальтер? И не стыдно!?

Мы имеем такое Таинство Церкви, как Елеосвящение (или Соборование), установленное Богом для лечения недугов, мы имеем великие святыни - крещенскую воду и пасхальный хлеб (артос). Наконец, мы в таинстве Причащения соединяемся с Самим Богом! И в это мы мало верим, а вот бежать к «бабке», это нам кажется настоящим и верным средством. Мы совершенно обезумели и запутались в понятиях, где свет, где тьма, где истина, где ложь! Это всё неверие в благой для нас промысел Божий, пагубное любопытство, отсутствие надежды на Бога.

Повсеместный и широко понимаемый грех - отсутствие духовного трезвения - это невнимательность к своей внутренней жизни, отсутствие контроля за своими мыслями, словами и поступками, неразумение сути духовной жизни.

Грех начинать что-либо по хозяйству или работе (даже завтракать) не прочитав сразу после сна утренние молитвы. Нельзя пренебрегать молитвой перед едой и после неё. Заповедь о необходимости такой молитвы ясно выражена Писанием: «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего» (Втор. 8. 10). Уместно напомнить, что молитва и крестное знамение освящая еду, разрушает всякое волшебство и действо диавольское, если таковое на пище имелось.

Иной грешит против Бога тем, что любит кого из людей больше Бога. Бывает, что даже и говорит: «Если он умрёт, мне и жить не для чего, вся моя жизнь в нём». То есть жизнь в этом человеке, а не в Господе, который отдал за нас жизнь. Иногда можно услышать и такие слова: «Я животных люблю больше, чем людей». Это просто безумие!

Также сильно грешит тот, кто не воздаёт должного почитания Божией Матери, Ангелам и святым.

Некоторые люди угождают человеку настолько, что делают его как бы своим богом. Например, когда мать пресмыкается перед своими детьми, или из-за приехавших родственников хозяин отказывается от посещения даже праздничной службы.

Скверноприбытчество - пребывание на собраниях сектантов, в притонах и скверных местах, особенно целенаправленное посещение тех мест, где можно увидеть «летающую тарелку».

Тяжкий грех «отсебятины» - самостоятельное толкование («интерпретирование») Священного Писания.

Тяжко грешат и те, кто недостойно приобщается Святых Тайн Христовых.

Грехи самонадеяния и человеконадеяния заключаются в том, что мы очень часто надеемся на себя: на свои силы, молитвы, «добрые» дела, совершенно забывая, что лишь при содействии благодати Божией мы можем что-либо получить. Или мы надеемся на свои связи, знакомства и высокое покровительство более, нежели чем на Бога. А в Писании на сей счёт сказано очень строго: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер. 17. 5) и в псалме: «нежели надеятися на Бога». И в другом псалме: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145. 3). Тот же, кто уповает на всесильного Бога, посрамлен никогда не бывает.

Человекоугодие. Сюда относятся: лесть, подхалимаж, ложь, коварство, пресмыкательство. Апостол Павел пишет: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1. 10). Человекоугодник руководствуется не словом Божиим, а желанием других людей, и изменяет Богу ради иллюзорного их доброго расположения.

Непротивление страстям и не искоренение их в себе, редкая исповедь - грех. «Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень» (Пс. 136. 9), - говорит псалмопевец Давид о страстях и помыслах демонического происхождения.

Опасный грех - неисполнение епитимии от духовника, или произвольное её заменение, или же саморазрешение от неё по случаю смерти духовного отца.

Мы грешим против первой заповеди и тем, что оставляем домашние молитвы, молимся небрежно. Или же просим у Бога отмщение обидчикам.

Обязаны, по мере сил, содействовать обращению в истинную Церковь неверующего или иноверца. И грех прямо противодействовать крещению.

Грех возмущать себя и других перед посещением церкви и после службы. Грех, и весьма немалый, осуждаемый как «безчиние в церкви производящих» (9-е апостольское правило), мы совершаем, если раньше времени уходим из храма, не дождавшись окончания богослужения. Также не следует и опаздывать к началу.

Небрежение в деле Божием. У пророка Исайи сказано: «проклят всякий, проводящий дело Божие с небрежением». Для священнослужителей и церковнослужителей этот грех проявляется в небрежном служении. Для прихожан - такое же отношение к службе, и как частный случай - неправильное или поспешное изображение на себе знамения святого Креста.

 

 

2.      Не сотвори себе кумира.

 

Не мы ли развешиваем на стенах плакаты и постеры знаменитых спортсменов, актёров, фотомоделей? Не мы ли увлекаемся японскими и африканскими скульптурками, которые в действительности изображают бесов? Не поклоняемся ли мы антиквариату? Не мы ли готовы сказать слова увидеть Париж и умереть? Не случалось ли с нами, чтобы мы положили цветы к памятнику? Не располагаем ли дома рядом с иконами фотографии людей?

Непочитание икон - тяжкий грех. Если кто небрежно бросит икону в автомобиле или на рабочем столе, да ещё рядом с ней курит, или же небрежно поставит на полку рядом с мирскими греховными книгами, тот должен немедленно исправить такое отношение к святыням и покаяться. Почитать святые иконы возжжением перед ними свечи или лампады и каждения ладаном показано Писанием (Исх. 30. 7-8) и Вселенскими соборами. Поэтому пренебрежение этими постановлениями при (как минимум) утреннем и вечернем правиле, есть грех опущения. И да не случится с нами осквернить святыню губной помадой или грязной тряпкой во время уборки, или погаными руками после поглаживания животных. Разумеется, нельзя ставить рядом с иконами фотографии людей.

Неблагоговейное прикосновение к мощам и чудотворным иконам - грех, ибо сказано: «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом» (Пс. 2. 11).

Женщинам в известные ей дни запрещено прикасаться к иконам!

Необходимо благоговейно относиться к святой воде, антидору, артосу и другим дарам и не допускать их порчи. Если такое случилось, то потребить и заплесневелыми, и впредь не допускать у себя дома их переизбытка.

Некоторые, неосознанно следуя дремучим языческим обычаям, наносят на тело татуировки. Это прямо запрещено Писанием! Отсюда же пошло и совершенно дикое «искусство» раскрашивания тела, так называемый боди-арт.

И даже если мы всего этого избегаем, то не служим ли своему чреву и телу? Апостол Павел сказал: «их бог - чрево» (Флп. 3. 19). Не к нам ли относятся эти слова? Некоторые и вовсе не соблюдают посты (как многодневные, так и однодневные; в среду и пятницу). Это грех. Зато мы охотно формируем телосложение в спортивном зале, не жалея ни времени, ни денег, и потом начинаем себе (и другим) «нравиться». «Аще кто не хранит поста святых Апостол и Рождества Христова и Богородицы, в церковь сего да не приемлеши» (Номоканон, 228) - вот суд вселенской Церкви на нарушителей постов! Но к этому следует сказать, что от постов освобождаются солдаты, беременные и кормящие грудью, дети до семи лет.

Накрепко запомним и то, что истинный и полный пост состоит не только в телесном, но особенно и духовном поствовании. Нельзя ругаться, смотреть развлекающие телепередачи, участвовать в различных «весёлых стартах» и других увеселениях и удовольствиях.

Объедение - грех пресыщения пищей, даже и постной.

Сластолюбие - грех любви к сладкому, кроме мёда.

Тайноядение - кушанье втайне от других.

Невоздержание - грех в супружеской близости в дни поста (как многодневных, так и однодневных: среды и пятницы), воскресений и праздников. Кайтесь, кто не чтит воздержанием дни страданий Христовых среду и пятницу. На мытарствах большая защита тем, кто воздержанием почитает эти дни.

Другой страшный идол, у подножия которого сложено столько человеческих душ, разрушены семьи и погублены таланты - пьянство. Не виноваты ли мы в спаивании других? Для нас этот грех ещё тяжелее, мы станем соучастниками его будущих грехов.

Третий идол, которому мы служим - любостяжание, сребролюбие. Иудейский лозунг «обогащайтесь, в этом смысл жизни!» захватил и покорил многие души. Служение Богу и ближним подменяется служением золотому тельцу. Это корень всех бед и второй смертный грех! Сама страсть «с каждым годом жить всё лучше» выравнивает нам дорогу в ад. Не влечёт ли нас в казино или к игральным автоматам? Или нам всё кажется, что если бы у нас было побольше денег, мы бы их могли потратить на добрые дела? От кого исходят такие мысли, от нас или от демонов? Некоторые люди копят деньги ради денег или, не доверяя промыслу Божию, припасают их на «чёрный день». «Чёрный день», «чёрная касса» - сами названия говорят, что это дело сатанинское. Вспомните, сколько раз в храме, даже когда Церковь во время Божественной литургии призывает отложить всякое житейское попечение, мы всё строим в мыслях различные суетные планы к достижению житейских целей.

Четвёртый идол, которому с усердие служит каждый человек - гордость. Гордость - третий по счёту, но первый по тяжести грех, грех смертный. Гордость есть мерзкая тьма, антипод Божественного Блага; гордость есть принцип зла, корень всех трагедий, сеятель вражды, губитель мира, противник богоустановленного порядка; в ней - сущность ада.

Гордый человек сам себя делает идолом и чтит превыше всего и всех самого себя. Каждый считает, что он - нечто и нечто немаловажное. Мы никому не хотим подчиняться, даже тому, кому обязаны, либо по служебному положению, либо в родственных отношениях. Некоторые до умопомрачения спорят, сами не понимая о чём, лишь бы их слово осталось последним. Почти никто не может стерпеть даже малейшей укоризны или сравнения не в свою пользу. Некоторые же смиренный вид лишь делают, но коснись его обида, как тут же начинает роптать и браниться. Другие стерпят обиду, но рассказывают всем, как они мужественно её перенесли. Почти все превозносятся над теми, кто стоит ниже их в социальной структуре. Бывает и такое, что из гордости мы не просим помощи со стороны. Конечно, обличающая правда иногда и ранит, даже в Библии сказано: «обличение нечестивому - раны ему» (Притч. 9. 7), но, тем не менее, нетерпение такой правды есть грех. Да и самодовольство своим духовным устроением или состоянием - от гордости.

Разновидностью гордости является тунеядство. Некий человек предпочтёт питаться сухарями, нежели работать на «низкой» должности.

Честолюбие - что как не грех? Любит ли некоторая женщина подавать руку для целования? Не сердимся ли, что перед нами не расшаркались по поводу дня рождения или без повода? Или сетуем, что не получили награды или, на худой конец, грамоты? Ещё предосудительнее наши замашки по страсти славолюбия.

Некоторые под предлогом «свободы духа» не питают в себе страха Божия.

Мы страдаем четвёртым смертным грехом тщеславия, то есть тщетной славой. Мы любим учить, указывать, вмешиваться в чужие дела, по гордости воображая себя умнее и рассудительнее других. Одни хвалят себя сами, другие делают добро, стараются на работе, приукрашиваются дорогими косметикой и вещами, чтобы их заметили и похвалили. Некоторые женщины ради неизвестно чего даже отказываются кормить ребёнка грудью. Тщеславный, сам того не замечая, в душе постоянно «трубит перед собой». Ложная стыдливость на исповеди, умалчивание грехов, притворство под любым видом - это всё тщеславие.

Задиристость - следствие гордости и тщеславия. Напористость может сопровождаться такими качествами, как трусость, жестокость.

На почве тщеславия вырастает ещё одна страсть - лицемерие, то есть стремление разыграть из себя благочестивого человека. Лицезрея политическую рекламу или шумные акции «меценатства», мы точно знаем, что под этим скрывается, однако идём голосовать или же в душе хвалим того человека. Но сами мы не такие? Не стараемся ли показаться окружающим весьма набожными, не чванимся ли над людьми «простыми»?

В грехах против первой заповеди было сказано о человеконадеянии, но нежелание прибегать к посторонней помощи даже при большой необходимости - грех горделивого пренебрежения ближних. Господь бог так мудро разделил между людьми способности, силы и блага, что люди нуждаются друг в друге (2 Кор. 8. 14).

Самооправдание - стремление оправдывать свои поступки, поведение, их побудительные причины в глазах окружающих и в своём мнении. Всякий, оправдывавший себя, уже самим оправданием показывает скрываемое сознание собственной вины. Как говорят святые отцы, «самооправдание - вершина греха». Именно к этой вершине приходят говорящие «ничто человеческое мне не чуждо», хотя правильнее было бы сказать: «ничто скотское мне не чуждо». Такие люди говорят: «А что плохого я делаю? Живу как все. Это среда сделала меня таким… Вообще-то я выполнял свой долг перед детьми, родителями, сослуживцами… У меня было тяжелое детство, трудная юность… Я холерик…». Самооправдание также может происходить и косвенным образом, например человек оправдывает греховные поступки других людей, но при этом именно те, к которым склонен сам.

Иногда человек ощущает неизъяснимую скуку, недовольство всем, что его окружает. Это так называемая порочная печаль, ибо если мы доищемся истинных причин такой печали, то ими, скорее всего, окажется или неудовлетворение какой-либо суетной привязанности, или неудача в каком-либо порочном деле. Противоположная же ей, спасительная печаль - это печаль о согрешениях, плач о страстях, гнездящихся в человеческой душе.

Кто проводит в чтении книг или в просмотре фильмов не только добрые половины дня, но порой и ночи, тот, очевидно, дошёл до предосудительной страсти. Также бывает пристрастие к незначительным предметам, вещам, например, коллекционирование гвоздей…

Есть ещё идол, поклонением которому мы оправдываем другие грехи - это раболепство духу времени. Мы погрешаем этим, оправдываясь за совершенный грех, что «теперь все так делают». Поищите в своей совести, не грешны ли мы этим?

Иногда случается и тяжкий грех духовной прелести, когда ложное чудо, то есть нечто, исходящее от «отца лжи» дьявола, принимаем за Божие откровение. По каждому такому случаю следует обращаться к священнику.

 

3. Не произноси имени Бога твоего напрасно.

 

Как часто мы слышим слова: «ну, слава Богу», «Бог его знает», «уйди, ради Христа»… Да и мы сами без страха и благоговения пересыпаем свою речь именами Божией Матери, ангелов, святых угодников Божиих. Мало того, некоторые даже осмеливаются клясться именем Божиим. В первенствующей же Церкви по закону побивали камнями тех, кто произносил имя Божие с пренебрежением (Лев. 24. 16).

В Писании сказано: «Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5. 37). Кайтесь, кто дерзал клясться своей жизнью, ибо она не его, а Бога, или здоровьем, или даже своими детьми и матерью. Кайтесь, кто сам принуждал людей давать клятвы. Григорий Богослов на этот счёт сказал: «весьма худо и давать клятву. И требовать её; в обоих случаях оскорбляешь правду. Кайтесь, кто нарушал клятвы. И «если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор. 23. 21). Для освобождения от взятой клятвы надо обратиться к священнику. Даже обещания пустые не надо давать, а пообещал - сделай. Или проси прощения у того, кому пообещал. А может, кто клялся «в шутку», во время игры или просто безрассудно? Ведь как часто мы слышим высказывания типа «отсохни у меня рука» или «чтоб мне сквозь землю провалиться»… Что за безумные шутки?

Кощунство - передразнивать в шутку священников, в пустую цитировать Писание, слова молитв. Грех употреблять слова, относящиеся к области Божественной, к нашей мирской жизни. Так некоторые вплетают имя Божиего угодника в легкомысленную песню, называют ангелами людей и т. п.

Глумление над святынями, могилами - кощунство. Не принимали ли мы участия в бесчинствах советских людей, устраиваемые в разорённых храмах (клубы, кафе, мастерские…).

Игра в карты - кощунство, ибо карты, придуманные масонами, попирают Христовы символы; Крест, на котором Он был распят, копьё, которым Он был пронзён, губку, которую, намоченную уксусом, дал Ему солдат вместо воды… Кайтесь и не прикасайтесь к картам. Гадание на картах - общение с демонами.

Равнодушное отношение и молчание при чьём-либо богохульстве или кощунстве, является грехом малодушия. Если при нас начнут поносить самых близких родственников, мать или сына, разве мы останемся равнодушными? Тем более если поношение касается Отца нашего небесного, Пресвятой Богородицы, ангелов или сонма святых? Тех, кто ежедневно спасает нас и ходатайствует о вечной жизни в Небесном Царстве. Равнодушие при словах богохульника делает нас соучастниками этого греха. Если же нет возможности заставить замолчать кощунника, тогда следует покинуть это место, хотя бы своим видом засвидетельствовав отвращение к происходящему греху.

Может, насмешливо относились к верующим людям примерно такими словами: «Вот она что-то в церковь зачастила, уж совсем замолилась…», или же отвращали своих родственников от посещения храма?

Мы совсем не задумываемся, что называя животное человеческим именем, оскорбляем Бога употребляя столь низко имя Его святого.

Против третьей заповеди мы грешим невнимательной или сокращённой молитвой, небрежным исполнением обязательных утренних и вечерних молитв, эпизодическим посещением богослужений.

Все мы должны помнить, что Господь - Источник жизни, оживляющий причащающихся Его Плоти и Крови, и вместе с этим Он и огонь поядающий. Достойно причащающийся вкушает жизнь, а недостойно - смерть. Были случаи, когда такой человек после выхода из храма, не дойдя до дома, умирал по какой-либо причине. Хотя смерть эта не часто наступает видимо, но невидимо совершается в сердце человека. Недостойное причащение - опасный грех. Ещё более страшный грех - причаститься дважды в день.

 

4. Помни день субботний, чтобы свято хранить его; шесть дней работай и делай в них все дела твои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему.

 

Прежде субботы посмотрим на первые шесть дней. Как мы работаем? Добросовестно ли выполняем свои служебные обязанности? Также надо знать, что тунеядство и профессиональное попрошайничество не одобряется Церковью.

Работали ли мы в воскресения и в дни церковных праздников, когда на работе «аврал» или «платят вдвойне»? Занимались ли огородом, потому что «больше некогда», или стиркой-уборкой? А может, помчались на распродажу? Хотя внимательные к духовной жизни люди давно заметили, что всё, делаемое в воскресные и в праздничные дни, идёт не впрок. Более того, 80-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Аще мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, в три воскресных дня не придёт в церковное собрание, да будет удалён из общения», то есть отлучён от Церкви.

Есть грех и другой крайности - излишняя суетливость в делах. Некоторые люди столько навалят на себя функционерных должностей и забот из желания быть «на острие», что не могут исполнять даже утренних и вечерних молитвенных правил, отклоняются от главнейшего дела в жизни.

Занятия бесчестными трудами и промыслами, по церковным правилам называемые «игралищные упражнения» прямо называются «нечистотами» и в древней церкви наказывались шестилетним отлучением от неё (Карф. 74). К игралищным упражнениям относятся циркачи, пародисты, клоуны, артисты, профессиональные спортсмены и прочие. Люди, добывающие деньги подобным путём, занимаются бесчестными трудами и промыслами.

Согрешили посещениями кладбища вместо церкви в праздничный день. Помянуть усопших на кладбище, прибрать могилу можно в любой непраздничный субботний день. Есть канонизированные Церковью дни особого поминовения усопших: Димитриевская суббота, Троицкая суббота, первый вторник после светлой седмицы, 9-е Мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и другие. А какие толкучки мы видим на кладбищах в самый день Троицы и Пасхи!? Нельзя в воскресные и праздничные дни мыться в бане. Все мы согрешили. Покаемся и исправим нашу суетную мертвецкую жизнь.

Следует помнить, что на светлой пасхальной седмице запрещены любые мирские развлечения: фильмы, настольные, компьютерные и прочие игры, заседания в ресторанах и т. д., а положены лишь радования и торжествования во Христе (Лаодикийский собор, 14; VI Вселенский Собор). Или, может, вы разделяете атеистические мнения, будто церковные праздники наносят вред народному достоянию и личному огороду?

В книге Притчей говорится: «Доколе, ленивец, будешь лежать? Когда же от сна возстанешь?» (6. 9). Поэтому такое леностное долгоспание есть грех. К тому же создаёт основу для других грехов. Дабы избежать его, следует так упорядочить свою жизнь, чтобы ложиться спать пораньше.

Подобно непамятованию дня Божия, мы ещё «путаем» день с ночью, ночи как дни провожаем (Сир. 38. 27) и уподобляемся хищным ночным животным (или ворам).

Многие утешают себя мыслью: «Уж мы-то в храм ходим, и даже чаще, чем раз в неделю!» Ходить-то ходим (и то лишь, наверное, потому, что на пенсии времени достаточно), а как ведём себя в храме? Без страха и благоволения переступаем церковный порог, куда-то протискиваемся, передаём свечки во все стороны, горделиво поучаем, толкаемся, огрызаемся… Многие из тех, кто постоянно ходит в один и тот же храм, почему-то считает, что у них есть в храме «своё», прямо-таки купленное место. Мало того, что оскорбим, обидим своим неуместным замечанием человека в храме, да ещё притворно скажем: «прости меня, грешную!». Опомнитесь! Или не знаете, что с таким поведением все ваши свечи, записки и молитвы будут бесплодны?

Надо помнить ещё и о воспитании в детях благоговейного отношения к святому храму. Если им тяжело долго находиться на службе, то пусть гуляют вне стен храма, играть же позволительно лишь за пределами ограды. Это грех неблагоговейности, если не сказать жестче.

Если мы работаем в увеселительных заведениях, то должны постараться, прося об этом Бога, найти другое место работы.

Уже говорилось о тунеядстве, но встречается и другая крайность - работать на нескольких работах, уподобляясь тягловому животному (и то у плохого хозяина), в прямом смысле слова, не видя света белого, ибо не может выделить и трёх часов на посещение церкви.

Некоторые извращают смысл сырной недели - масленицы. Она отнюдь не является ни мирским, ни тем более церковным праздником, а служит лишь подготовкой к строгому Великому посту. Поэтому и развлекаться на ней непотребно.

Если кто по лености, холодности или нерадению уклоняется от похорон одиноких и бедных людей, тот согрешает пред Господом.

 

 

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле.

 

Если бы мы исполняли эту заповедь Закона Божия, тогда с наших уст никогда не срывалось бы ни одного обидного слова в адрес родителей, не говоря уже о грубости. Мы бы всячески старались исполнить добрую волю родителей, безропотно бы покоили их старость, с терпением и любовью ухаживали бы за ними во время их болезни, молились бы об их здоровье. Но мы требуем, чтобы они вели домашнее хозяйство, воспитывали наших детей и при этом «аргументируем»: «Мы же работаем, а они дома сидят». А если старушка-мать или старик-отец заболеют, мы совсем впадаем в отчаяние и с тоской терпим это не из жалости к родителям, а из жалости к себе. За их плечами прожитая жизнь, а мы дерзаем ещё оскорблять их грубостью и мелочными придирками. Нас раздражают их старческие немощи, а если родители в чем-то упрекнут нас, мы такое наговорим в ответ, что мать даже заплачет от горя и обиды.

Мы безумны даже по человеческому рассуждению, уже не говоря о том, что совсем потеряли страх пред Богом, Сказавшим: «Проклят бесчествующий отца своего или матерь свою» (Втор. 27. 16). А потом удивляемся, почему у нас всё не ладится, почему нет счастья в нашей жизни. А между тем в Библии сказано: «Помни об отце и матери твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не забыться пред ними и по привычке не сделать глупости, и не пожелать, что лучше бы ты не родился, и не проклясть дня рождения твоего» (Сир. 23. 17-18). Поэтому ложная стыдливость за своих родителей - опасный грех. Григорием Богословом сказано: «Легко отречётся и великого Бога, кто отрёкся отца. И наставника в благочестии уважай, как отца».

В книге Товит, Рагуил, выдавая замуж свою дочь, сказал ей: «Почитай твоего свекра и свекровь; теперь они - родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» (Тов. 10. 12). Почитать также надо отчима и мачеху.

«Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21. 15). По церковным законам отцебийца подлежит епитимии даже и в том случае, если родитель и простил его. Причем поднимать руку на родителей недопустимо ни при каких обстоятельствах, будь то умопомрачение или пресечение родителя от постыднейшего дела. Убийство же родителя - самая безжалостная жестокость человека и самый вопиющий грех перед Богом. И не забудем, что за доведённых до инфаркта отца или мать нашей грубостью, мы также ответим перед Богом как родителеубийцы.

«Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. 3. 16). Грех - оставить родителя без помощи в случае какого-либо несчастья с ними происшедшего. В болезни, в тюрьме родители всегда остаются родителями.

Долг каждого христианина способствовать престарелым родителям по-христиански готовиться к смерти: помогать им посещать церковные богослужения и исповеди, выделить им дома уголок, где бы они могли спокойно молиться. Если же они совсем занемогут, то приглашать священника домой.

Если наши родители скончались, то молимся ли мы за них? Поминаем ли в родительские дни, в дни их рождения и смерти? Стоят ли кресты на могилках наших родителей?

Нарушение родительского завещания - грех.

«Не он ли был опорою рук наших, когда входил и выходил пред нами?» (Тов. 5. 18). Так что грешат те дети, которые по самоволию, грдости, легкомыслию или дерзости отлучаются из родительского дома без всякого спроса.

Мы грешим против пятой заповеди Закона Божия и холодностью к родственникам: бабушке, дедушке, брату, сестре, племянникам, тётям, приёмным детям. Если мы христиане, то своим примером должны привлечь их к христианству. Это может продлиться долго, мы же ощетиниваемся на них по своей гордости, отгораживаемся от них. Вот какие мы недобрые христиане! Мы сильно согрешим, если не поможем в беде постороннему, но ещё более тяжек грех оставления в беде своего родственника.

Но мы также грешим, если уходим в другую крайность - почитаем волю родителей выше заповедей Божиих.

Всякая вражда и судебная тяжба с родственниками - грех.

 

Если мы сами - родители, то грешим невнимательным воспитанием своих детей. И главнейшей целью мы должны определить - воспитать их в истинно христианском духе. Приучить к регулярному посещению церкви, исповеди, причащению Христовых Тайн, исполнению заповедей. У нас же все мысли о школе, ВУЗе, карьере… и этими же мечтами развращаем детей. Но ещё до рождения ребёнка мы грешим тем, что не заботимся о нём должным образом, когда он находится во чреве. И уж совсем мерзкий грех - оставить новорождённого. По церковным правилам от равнозначен убийству. Но если ставить перед собой дилемму: делать аборт или отказываться от ребёнка, то должны рожать. Воспитают его другие.

Каждый православный христианин должен помнить, что он не может промедлить с крещением ребёнка, слабого здоровьем.

По нежеланию обуздать свою тщеславную родительскую заботу, мы растим из своих детей эгоистов-потребителей, за что под старость нашу они выгонят нас из дому. И ещё хорошо, если за такое наказание от детей, Господь простит наш грех за нерадение о христианском воспитании. А если они умрут без покаяния? Тогда, вероятно, и не простит.

Даже взрослых детей мы не должны лишать всемерной поддержке и наследства.

Может, кто в момент гнева проклинал своих детей, родственников? Преисподняя таким обеспечена. Не ровен час, вы сами пошлёте душу своего ребенка в руки сатаны.

При жажде к удовольствиям, весёлости, ветрености, некоторые привыкают быть вне своего дома, семейства, постепенно отлучаясь от домашней церкви.

Если мы являемся духовными родителями - крёстными, то обязаны помогать родителям воспитывать детей в православном благочестии (посмотрите хотя бы на то, как накладывают крестное знамя наши дети - оторопь берёт), обязаны уберечь их от курения, пьянства, растления. Не должны подавать им явные соблазны. Обязаны за них молиться, учить определять и исповедовать свои грехи, начиная с семи лет. И если вдруг наш крестник осиротеет, должны его усыновить. Вот такая ответственность возлагается на крёстных. Мы же в лучшем случае ограничиваемся приятельскими отношениями. Но во время Суда Христова ответим сполна.

Истинные христиане не должны относиться с пристрастием к одному из детей, чрезмерно отдалять их от себя, или же, напротив, слишком вольно с ними обращаться, что совершенно лишает детей страха говорить или делать худое в присутствии родителей. Некоторые неразумные матери переодеваются почти донага перед собственными детьми.

Истинные христиане не должны так чрезмерно любить свою семью, что проявляют полное равнодушие и даже неприязнь к чужим детям.

Главная задача родителей - воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4). Искусство же танца от бесов. Это грех ложного и суетного воспитания. Сильно грешим потворством, заискиванием, когда всячески стараемся заполучить любовь от своих воспитанников (особо это относится к образовательным учреждениям).

Мы не должны роптать по причине большого семейства, настырно вмешиваться в дела взрослых детей, притеснять невестку или зятя.

Мы грешим против пятой заповеди и непочтительным отношением к старшим по возрасту, учителям и благодетелям (а ведь за всех них должны молиться). Мы грешим и грубостью с начальством, ведь пятая заповедь предписывает почитать и начальников.

Согрешим и тем, если без предупреждения и без видимой причины уволимся с работы, то есть подведём работодателя. Тем не менее, подчинённый должен не исполнять поручения, приказания начальника, суть которого - грех (Этот вопрос очень тяжелый; весьма часто начальство заставляет лгать, красть и ещё невесть что делать, но всегда надо помнить, что на любое важное дело, к которому, безусловно, относится и поиск работы, надо испрашивать священнического благословения, молиться небесным покровителям).

Некоторые повинуются начальству только из страха. От христианина же требуется повиновение в духе более возвышенном: «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13. 5).

Грех злоупотреблять доверием своих поручителей. Это относится к доверенным лицам, которым доверено представлять дела и интересы организации в разных инстанциях (директора, менеджеры, делегаты, представители, депутаты). Такие «неверные управители» (Мф. 25. 27) дадут ответ Богу за свою неверность и нерадение.

Если мы сами начальники, то сильно грешим тем, что заставляем подчинённых совершать грехи: давать взятки, совершать подлоги, кого-то оскорблять от своего имени и т. п. Неподобает нам, христианам, принуждать подчинённого работать в воскресные и праздничные дни. Грех - налагать подчинённому слишком тяжёлую, изнуряющую работу. «Строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилования, а сильные сильно будут истязаны» (Прем. 6. 3; 5. 6).

Начальствующие грешат дурным примером и соблазнительным поведением. «Каков правитель народа, таковы и служащие при нём» (Сир. 10. 2). И чем более высокий пост занимает руководитель, тем большая на нём ответственность перед Богом за личные страсти и пороки.

Грех на нас из-за невнимания по службе к людям беззащитным и многосемейным. «Вдова… приходя к нему говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел» (Лк. 18. 3-4).

Есть грех своекорыстного дружества, когда дружат, а точнее делают вид дружбы исключительно для выгод. Крайнее проявление такого дружества - злодейский союз, какой бывает у хулиганов и бандитов. Суть истинной дружбы заключается в том, чтобы друзья предостерегали друг друга от ошибок и пороков, а на путях добрых укрепляли и поддерживали. «Защищать друга я не постыжусь» (Сир. 22. 29).

Но «не забудь друга в душе твоей» (Сир. 37. 6) по причине высокой должности или богатства, по причине его бедствия, нежелания примириться в размолвке, раскрытия его тайны. И также «друга твоего или друга отца не оставляй» (Притч. 27. 10), «На всякое время друг да будет тебе» (Притч. 17. 17).

 

«Нет власти не от Бога», сказано в Писании. Если же мы имеем «худую» власть, то видимо, лучшей и не заслуживаем, потому как вся страна погрязла в грехах. И если бы мы молились о наших правителях и прочих начальниках, то Бог непременно поставил бы над нами мудрых властителей. Господом также сказано «Не прикасайтесь помазанников Моих» (Пс. 104. 15), то есть царей. Президент и губернаторы хотя и не являются помазанниками, какими были православные цари, но всё же они поставлены промыслом Божиим и поэтому всякие революционные и бунтарские мысли мы должны от себя изгонять. Что касается последнего помазанного царя Николая II, то убедившись по многочисленным фактам в его святости, навсегда отбросим промасонские идеи, очерняющие, как и его доброе имя, так и Богом установленную истинную престолонаследуемую власть, «даже в мыслях твоих не злословь царя» (Еккл. 10. 20). На что уж Саул был недобрый царь, убийца и притеснитель невинных лиц, но когда Давид только лишь отрезал полу его плаща, то почувствовал страх, потому что видел в нём помазанника Божия, хотя и сам уже был помазан на царство и призван встать на место Саула (1 Цар. 24).

Другое дело - общенародное собрание. На нём люди вправе не соглашаться с мнением начальства. И если начальствующие, каким-либо неправедным образом, пытаются склонить народ к своему личному интересу, то он грешит перед Богом и за само скрытное дело, и за склонение к нему других.

Встречаются и совсем безумные идеи (под различным соусом) отрицания начальства, классовой борьбы или даже ненависти. Эти идеи не только нежизнеспособны, но и богопротивны, потому что в созданном Богом Ангельском мире есть и соблюдается строгая иерархия. И на земле Господь поставлял царей, судей, военачальников и т. д., заповедывая каждому нести своё служение. Поэтому идеи о «всеобщем равенстве» и «демократии» исходят от дьявола, желающего разрушить Божие установление. Также называя одних «быдлом», других «дармоедами», третьих «поганой интеллигенцией», мы восстаём против Бога.

Люди власти обязаны стараться в облегчении народной жизни, укреплении государства, сохранении веры. Это очень тяжёлое, по сути, дело. И если работают они спустя рукава, то возьмут с собой в ад все бедствия людей, которые произошли по их вине. Многие начальствующие отмахиваются от социального попечения сирот, стариков, вдовиц. На таковых тяжелый сугубый грех. Бездействие, слабость власти - грех. И в деле управления людьми недостаточно опираться на свои права и опытность, ведь без Господа не можем сделать ничего; «Дай мне премудрость», молился Соломон. Поэтому каждому начальнику необходима молитва к Богу о лучшем управлении своими подчинёнными. В молитве заключается вся сила и чистота власти, она более всего может предохранить от собственного падения, и преступлений и несчастий всех тех, кто вверен нам в управление. Церковь предписывает начальствующих молиться за подчинённых.

«Владычествуя, в кротости суди», сказано в Писании (Прем. 12. 18). И если начальствующий перекладывает свою вину на других, кричит, то «против себя грешит». «Старейшиной ли тебя поставили? не возносись, но будь в них как один из них» (Сир. 32. 1).

Но не следует думать, будто вопросы управления ложатся исключительно на чиновников. В определённых высшей властью и законно очерченных рамках, самоуправление имеет место быть и уклоняться от решения местных вопросов, перекладывая это решение на кого-то, такой же грех нерадения. Отзыв «не моё дело» здесь не уместен, потому что дело общественное есть дело каждого из нас. И если спокойно наблюдаем беззаконие на местах, то это есть наше согласие с тем, чтобы оно продолжалось.

Незаконное присвоение себе власти - это бесовский дух (или убеждения) Пилата: «не знаешь ли, что имею власть распять Тебя и имею власть отпустить Тебя», говорил он Иисусу Христу. Но ему был ответ: «не имеешь ты никакой власти на Мне, если бы не было допущено тебе свыше» (Ин. 12. 10-11). Поэтому и всяческие интриги, «подсаживание», стремление превалировать над горизонтальной структурой, есть опасный грех.

Уклонение от уплаты налогов - грех, потому что Сам Господь учил воздавать «кесарю кесарево» (Мф. 17. 27; Лк. 20. 25). Если же мы недовольны налоговой политикой (да и политикой вообще), то надлежит библейскими мерами воздействовать на власть; просить её, молиться за неё. Если власть нас игнорирует, то значит другой мы и не достойны.

Подобострастие к начальнику - грех. Подхалимаж - грех.

Равнодушие к общественным нуждам и бедствиям - грех.

Уклонение от воинской обязанности - грех. Побег из армии - грех. Также, как и неверность в воинской службе из-за корысти или подкупа: «довольно денег дали воинам… Они же, взявши денег, поступили, как научены были» (Мф. 28. 12, 15).

Грех военнослужащих и в жестокосердии. Воинская служба требует строгости, а не жестокости, порядка и подчинённости, а не строптивости.

 

Иисус Христос личным примером показывал, как надобно любить своё отечество. Мы же в духовной слепоте и злобе отвергаемся родной культуры и государственных достижений. Не грех предпочесть некий более качественный западный товар, но сказать, или даже подумать, что «у нас всё плохое» - тяжкий грех уничижения, обесславления, ругательства и злословия. И что уж и говорить о таком явлении, как охаивание истории Отечества! Как сектанты, вырывая из контекста слова Священного Писания, строят свои ложные теории, так и некоторые «исследователи» комментируют нашу историю. Но мы сами, не такие ли? Не мы ли, начитавшись газетных статеек, распространяем потом всякий бред?

Многие говорят о необходимости сохранения в чистоте русского языка. Это, безусловно, необходимо для защиты собственного мышления от чуждого и вредного влияния. Но мало кто знает, что насыщение своей речи искусственно вставленными словами, а также бесцельное изучение иностранного языка, лишь из моды, есть грех. В Библии это указано на примере деятельности Неемии в защиту родной речи: «Говорили азотским языком, и не умели говорить иудейским. И запретил им» (Неем. 13. 24-25).

Бегство из отечества - грех. Иаков завещал даже костей своих не оставлять за границей (Быт. 49. 29). Праведный Товит, проживая в чужой стране, доставлял своим пленным соотечественникам хлеб и одежду, а умирающих там - погребал. Поэтому неоказание помощи бедствующему соотечественнику - грех особый.

Тем ещё согрешаем, что непочтительно относимся к священнослужителям. «Посим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас» (1 Фес. 5. 12). Никогда не осуждайте священников, вы не представляете, в каком таинстве он принимает участие! Одной его слезы, упавшей на престол, достаточно, чтобы омыть все его грехи. Кайтесь, ибо вы оскорбили Духа Святого, Который через самого недостойного священника освящает Таинства!

Мы согрешили неисполнением советов и наставлений своего духовного отца. Также, если распространяли слухи о его святости и прозорливости.

С другой стороны недопустимо питать к духовнику человеческую влюблённость, духовное сладострастие, идеализировать его, посещать церковь только в его службы. Не следует также менять духовника по причине его строгости; благонамеренная его строгость - величайшее благодеяние «из огня исторгающее» (Иуд. 1. 23).

Непочтительность к монашествующим - грех.

 

6. Не убий.

 

Убийство - страшный грех распоряжения жизнью человека, которую создал Бог. Возможно, мы не убивали прямо, но готовились к этому, а нам что-то помешало, или в злобе думали об убийстве и мы его совершили в своём сердце.

Мы убили, когда совершили аборт или дали согласие на него. Это убийство вдвойне страшно, потому что родители-убийцы убивают не только тело, но и душу своего ребёнка.

Мы убили, если просто довели кого-то до отчаяния, ну а если тот человек кончил самоубийством, то это равнозначно прямому нашему убийству.

Мы убили, когда не пришли на помощь тяжело больному и он умер. Мы убили, когда не помогли умирающему от голода. Мы, возможно, убили, когда прошли мимо замерзающего на улице человека. Мы убили, когда желая облегчить страдания обречённого человека, по его просьбе совершили эвтаназию. Он же - самоубийца. Само желание себе смерти - страшный грех.

Очень близки к совершению убийства те, кто избил человека. Если он умрёт не сейчас, но даже лет через пять, такой человек всё равно будет повинен в его смерти. Мы повинны, если на наших глазах убивали человека, а мы не защитили, или издевались, а мы не пришли на помощь. Мы повинны, если слышали крики о помощи, но убежали, закрыли двери, заткнули уши. Равнодушно взирающий на драку подобен первосвященнику Анне, который не удержал своего слугу от нанесения ударов Иисусу Христу.

Мы повинны, если приблизили своей халатностью смерть больного. Или умолчали о его скорой смерти и этим лишили христианина последних к ней приготовлений: исповеди и причащения.

Каждый на себе испытал, как убивает злое, жестокое слово. Как же мы сами можем совершать душевное убийство? Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3. 15). Ненависть есть зачаток убийства. В церковных правилах за явную ненависть полагается епитимия: «В случае смерти того, к кому выражалась ненависть или с кем была непримиримая вражда, ненавистник в продолжение 40 дней должен прощаться на могиле умершего» (Номоканон, ст. 127).

Кто из нас может в гневе и ярости укусить человека? Но гораздо хуже кусающихся те, кто делает это словами. Если первые кусают зубами тело, то последние кусают словами душу, нанося неисцельную рану. Кто из нас повинен в этом пожирании друг друга?

Человеку несвойствен угрюмый характер! И поэтому думать про себя аналогичное, усвоять себе угрюмый характер - смертельно опасный грех.

Духовное, моральное бесчестие, даже врага, карается Господом как и телесное убийство. Не подстрекаем ли мы других на гнев, не доводим ли кого до ярости? Этот человек духовно погибает, и мы виновны. Мы порой даже не задумываемся о таких словах как «плевать на тебя (него)», но что это как не бесчестье?

Блаженный Августин сказал: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил своего ближнего на грех. Ты растлеваешь душу соблазнённого и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашали на пьянку, подстрекали к отмщению обид, соблазняли в пост пойти на зрелище, развращали окружающих скверными анекдотами, распространяли еретические веяния… этому перечню нет конца. И всё это - убийство, растление душ ближних.

А может, кто из нас без нужды убивал животных, издевался над ними, пинал, травил, проклинал? Или же истреблял животных ради удовольствия, или же наносил вред ближнему своей собакой. Это всё грехи убийства. Кайтесь в своей жестокости.

Если мы рекламируем алкоголь и курево, продаём водку, изготавливаем её, распространяем наркотики, то мы - убийцы. Если же мы сами пьянствуем, употребляем наркотики, то мы - самоубийцы. Самоубийство - тягчайший нераскаянный грех человекоубийства, несущий в себе и другие грехи (отчаяние, уныние, страх, распоряжение Божией жизнью), за который человек отправляется на самое дно ада. И даже не думаем, что рискуя жизнью ради славы и денег, очень близки к нему.

Не думаем и о том, что продажей или дарением людям в пищу чего-либо вредящего здоровью, приближаемся к убийству.

Мы можем совершить убийство по халатности или головотяпству, что часто случается с водителями. Человек, убивший другого даже случайно (даже если выбежавший на дорогу пешеход был пьяным), всё равно несёт ответственность перед Богом и людьми. В зависимости от ситуации невольного убийства он наказывается отлучением от причастия от двух лет и выше. Таковой должен понести соответствующую епитимию, творить дела милостыни и покаяния.

Пособничество в убийстве, знание и молчание о готовящемся преступлении, предоставление убежища убийцам, защита их на суде - наше соучастие в этом злодеянии. Оставление человека на произвол судьбы в опасном месте - возможное убийство (но жестокосердие - явное и на мытарствах сильнее иных других истязуется). Не стоит, наверное, и говорить о побоях, наносимых беременной женщине.

Грешим против этой заповеди, если скрываем заразные болезни, если лечимся у экстрасенсов и колдунов, а также советуем другим у них лечиться.

 «Они гнушаются мною, удаляются от меня, и не удерживаются плевать перед лицеем моим» (Иов. 30. 10), жаловался праведный Иов на оскорбления со стороны недостойных людей. Плюнуть в человека, который является образом Божиим, значит оскорбить Божеское достоинство в человеке.

Даже если смотрим боевики, читаем подобную литературу, мы сопереживаем, соучаствуем во всех этих гнусных сценах насилия и убийств. Вообще, не сочувствуем ли некоторым бандитам хотя бы как персонажам кинофильмов, разделяя их на «плохих» и «хороших»?

И самый страшный грех, который можно поместить после всего сказанного, это самоубийство (включая эвтаназию), включая попытки его. Известно, что немилосердных людей после смерти принимают немилосердные бесы, а наиболее немилосердных - бесы ещё более жестокие и страшные. Но от произвольно прекращающих свою жизнь, скрыто, какие бесы встретят их после кончины. Ибо говорят, что никто из тех, чья смерть произошла по воле Божией, не предаётся таковым бесам.

 

7. Не прелюбодействуй

 

Эта заповедь запрещает следующие грехи: блуд, кровосмешение, нецеломудрие в мыслях, словах, делах.

Грехи против этой заповеди очень страшны. Страшны своим безобразием и последствиями. Эта греховная болезнь поражает человека с самого детства и не оставляет его даже до момента смерти. Так как наше тело есть храм Духа Святого, то несохранение целомудрия, супружеской верности или девства, отдаляют от нас благодать Божию и дают место дьяволу. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3. 17). Грех смертный.

Святые подвижники говорят, что бес блуда не терпит обличения. Он любит прятаться, скрываться в нашей душе, как скорпион в своей норе. Поэтому самым действенным средством борьбы с блудом является исповедь духовному отцу с внутренним покаянием и плачем.

Бес блуда связан с бесом гордыни. И если человек вовремя смирит себя, то этим избавится от сильнейшей блудной брани.

Мы грешим перед Господом сладострастием во всех его видах: принятием нечистых помыслов, беседой в своей душе с этими вожделениями, мечтаниями и разговорами о них.

Мы нарушаем целомудрие развязным отношением с другим полом, нечистыми осязаниями, обниманиями, страстными поцелуями, вожделенным рассматриванием фигур тела, бесстыдными телодвижениями, плясками, кокетством, сводничеством, чтением и рассматриванием порочных книг и журналов, смотрением кинокартин, наполненных ядом этого греха, нескромностью в одежде и в косметике.

Никогда не задумывались, ради чего мужчина унижает своё достоинство, поклоняясь женщине, раболепствуя перед ней? Только лишь ради своих похотливых наклонностей. (Оттого-то нет уже поклонения старым женщинам). Женщины сильно грешат тем, что различными тонкостями обольщают мужчину на ухаживание за ней. Матерная брань есть также нарушение седьмой заповеди.

Надевание на себя одежды другого пола - грех. Такое переодевание прямо запрещено Писанием: «да не будет мужская одежда на жене. Да не облечется мужчина в женскую одежду» (Втор. 22. 5).

Есть грехи и явного блуда. Это внебрачные половые связи, незарегистрированное сожительство, нарушение супружеской верности, супружество невенчанным браком.* За незаконную беременность мужчине и женщине полагается и отдельная от блуда епитимия. Ещё более страшные грехи, за которые можно не дожить до старости и прямиком отправиться в ад, это кровосмешение, то есть связи с близкими родственниками до третьего колена, связи с духовными родственниками (крестными, родителями крестных - кумом), гомосексуализм и лесбиянство. Из этой же категории грех содомии, то есть групповые сношения и изнасилование.

Православному христианину не должно даже гостить в тех семьях, в которых происходит явный блуд.

 

* Невенчанный брак в настоящее время спорный и больной вопрос Православной церкви. По Уставу РПЦ (2000 года) невенчанный, но зарегистрированный брак признаётся законным. До этого нововведения невенчанным супругам разрешалось приступать к Святым Христовым Тайнам не более двух раз в год, по великим праздникам (Пасха, Рождество Христово).

Моё личное мнение о несомненной греховности такого брака основано на том, что любое решение епископа, Синода, Собора, противоречащих Семи Вселенским Соборам и каноническим учениям Церкви, можно считать ошибочным, недействительным.

 

Грех деторастления, то есть совокупление с девицей или юношей до 14 лет, хотя бы они и были уже лишены невинности и произвольно соглашались на это мерзкое дело, карается Церковью суровой епитимией.

В некоторых случаях церковь допускает повторные браки, но брак с третьим супругом никак не извиняется, это есть прелюбодеяние.

Не разрушили ли вы своей души грехом рукоблудия (малакии) (онанизмом, мастурбацией)? Это тяжкий грех.

Тело православного человека, которое освящено водою крещения и огнём Святого Духа, миропомазано и соединяется с Христом в таинстве причащения, не должно соединяться с телом сектанта! Браки с такими людьми запрещены!

Исследуем себя: не доводили ли мы своего близкого своим худым поведением до распутства? Не развратил ли кто кого уговорами, что в наш век все так живут? Не обманул ли кто доверчивую девушку обещанием жениться? Ещё раз отметим, что за подталкивание человека на грех, сам соблазнитель становится соучастником этого греха и несёт двойное наказание.

А может, кто интригами и злостью разрушил семью? На таком сразу десятки грехов за все будущие последствия.

Находящиеся в безбрачном состоянии и по безрассудству поносящие честный брак, загляните в своё сердце, спросите свою совесть, не растлили ли вы своё девство блудными помыслами? Не обуреваемы ли вы в душе грехами сладострастия во всех его видах?

 

Препятствующих женитьбе без веских на то оснований, слово Божие поставляет в число людей особенно грешных (1 Тим. 4. 3). Холостая жизнь будет особо распространена перед кончиной мира, из чего уже видно демонское к этому старание.

Противны таинству брака союзы «по расчёту». В таковых семьях счастья не будет (однако через покаяние Господь наладит и семейную жизнь). Недопустимы браки против родительской воли.

Церковь допускает заключать брачные союзы; жениху с 18 лет, невесте с 16 лет. Крайний возраст - 80 лет. Хотя Церковью и не установлены рамки для разновозрастных супругов, но разница более 15 лет нежелательна. Если мы сталкиваемся с такими вопросами, то всегда должны помнить, что есть высшая воля Божия, «благая, угодная и совершенная» и если мы преодолеем эти временные искушения, не поддадимся на них, то несомненно, Бог воздаст семейным счастьем в полной мере с другим человеком. Также следует советоваться со священником.

Недопустимо разводиться в венчанном браке без личного разрешения правящего епископа.

 

8. Не укради.

 

Воровство - тяжкий грех, лишающий Царства Божия: «Ни лихоимцы, ни прелюбодеи, ни воры Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6. 10).

Вспомним, не соблазнились ли мы чем-нибудь, что, как говорится, плохо лежало? Мы совсем не считаем это воровством, да ещё и детей учим «заимствовать» у государства или производства. Не тащили ли мы что из чужого огорода? Сколько раз мы проезжали на автобусе, не оплатив проезд? А может крали электроэнергию, придумывая всякие фокусы со счётчиком? Это позор для христианина!

Кто из нас, торгуя, пользовался облегчёнными гирями, подкрученными весами, укороченными линейками, элементарно обсчитывал, подсовывал брак, лгал «честным словом продавца»?

Может быть, кто, работая в детских учреждениях, объедал детей? Это уж совсем преступление! Кайтесь!

Не покупали ли мы заведомо краденых вещей? Никогда не вносите в свой дом таким образом приобретённые вещи!

И весьма жестоки, по своим последствиям, грехи крупного воровства, разбоя, вымогательства. Надо, покаявшись, постараться всё вернуть. Можно и втайне.

Многие из нас не любят отдавать долги, ссылаясь на несостоятельность, а на самом деле просто скупятся отдать или не могут сдержать своей расточительности, чтобы накопить и отдать.

Против восьмой заповеди мы грешим небрежным отношением к чужим или служебным вещам. Если кто намеренно уничтожил чужую вещь (например, совершил поджог), то это равнозначно воровству.

Также согрешаем взяточничеством (лихоимством), невыплатой или задержкой зарплаты наёмным работникам. Это очень тяжкие грехи. В покаянном каноне этот грех отмечен особо: «Почто, душа моя, брата твоего не любиши, мзду наeмничу удeржуеши?», то есть оплату работнику удерживаешь. «Горе тому, кто… заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его» (Иер. 22. 13). И чем беднее и многочаднее работник, тем тяжелее грех ложится на хозяина, творящего беззаконие.

Из этой же категории и желание требовать, если вы приехали в гости, повышенного к себе внимания, связанного с излишними затратами хозяина (если ваши притязания не обременяют хозяев, то грешим гордостью и чванливостью).

Не наносили ли вреда имуществу ближнему со зла или зависти? Не вытаптывали ли огородов, не портили ли плодовые деревья, не губили ли соседских животных и т. п.? Может быть, какими злодеяниями препятствовали прибыли или другого дохода других людей? Это мы особенно часто видим в современном бизнесе. Кайтесь Господу! И если тяготит какой из этих грехов, то, как Закхей-мытарь, возместите содеянный вами ущерб вчетверо, помиритесь с обиженными вами, и тогда это будет воистину покаяние! И Господь дарует вам спасение.

Мы осуждаем тунеядцев, ругаем их, но ведь мы все тоже тунеядцы! Кто из нас добросовестно работает на работе? Мало платят? Но разве Богом допускаются условия для воровства?

Похищение или присвоение себе церковного имущества (святотатство) настолько тяжко, что за него некоторые посылают проклятия и на своих потомков до третьего колена. Самую малость нельзя уносить из храма, даже огарок свечи.

Не обижал ли кто кого при распределении вознаграждения за труды; может, кто не по совести распределил подарки? Может, кто из нас несправедливо лишил человека работы? Может, скупились на милостыню?

Иной хвастает, что живёт на широкую ногу, пускает деньги на ветер - это грех расточительства. Обратный пример, когда человек ходит в латаном-перелатаном, во всём себе отказывает, только бы не потратиться - это скряжничество. Близко к нему и тайноядение.

Не случалось ли нам что-либо взять от бедствия других, не впали ли мы в мародёрство? А в бедах и нуждах, или используя безвыходность положения людей, не брали ли с них повышенную плату? Кайтесь за такое своекорыстие. Даже если мы не предупредим о возможных убытках, которые не предвидит другой человек, мы становимся виновными в его убытках. И если требуем плату за каждую малейшую услугу, также грешим своекорыстием.

Навязчивая реклама - грех вымогательства.

Совершают преступное воровство и те, кто злонамеренно делают свою работу плохо, чтобы в скором времени получить на эту же работу новый заказ. Не стоит и говорить о различных «схемах» и «откатах» в строительном, страховом, торговом и других видах бизнеса. Это опасный грех.

Покрыватели воров - сами воры.

Иной даёт в долг и применяет разные ловушки, чтобы должник не отдал долга.

Вовремя ли мы возвращаем взятую вещь, например, библиотечные книги?

Также надо помнить, что помимо материального достояния, каждый из нас одарён различными способностями. Тратим ли мы их на пользу ближним? Помогали ли добрым советом, обращали ли на путь истины, утешали ли в несчастье, и вообще, живём ли мы для людей или только для себя, закостенев в своём эгоизме? Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу.

Святокупство - особый вид греха, когда за деньги желают получить священнический сан, разрешение от грехов. «Серебро твоё с тобою будет в погибель» (Деян. 8. 20-22), так было сказано волхву Симону, который за деньги хотел получить дар Духа Святого. Отсюда произошло и второе название этого греха - симония. По церковным правилам за этот грех священников лишают сана, а в особых случаях и предают анафеме.

Роскошь, небережное отношение к природным ресурсам - воровство у тех, кому они не достанутся по необходимости.

 

9. Не лжесвидетельствуй.

 

Этой заповедью запрещается всякая ложь во всех её видах.

Но мы настолько заражены грехами против этой заповеди, что не проходит и дня без этого мерзкого греха. Отец лжи - диавол, и потому никогда и никакая ложь не может быть оправдана.

Посмотрим на свою жизнь, как опутываем мы себя ложью. Это грех нашей порочной души, нашего злого сердца, которые проходят через наш скверный язык.

Клевета - самое возмутительное оскорбление ближних. Клевета подобна убийству. Клевета - дело дьявольское, и поэтому-то клеветники чаще всего наказываются беснованием: бес входит в клеветника, как в свой сосуд, и мучит его как своего раба.

Не доводилось ли нам участвовать в ложных защитах, как, например, делают некоторые адвокаты или журналисты? А может, когда и на самих себя клеветали? Ведь Писание обязывает нас заботиться о своем честном имени: «подобает и свидетельство доброе иметь от других» (1 Тим.3. 7). А может, когда, сваливали свою вину на других? Посмотрим в себя: ябеды мы или нет?

Что значат наши многочисленные осуждения, пересуды и сплетни? Осуждение, увы, самый любимый предмет наших разговоров. А Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете». Но мы и не вспоминаем об этом. Мы потонули в мёртвом море пересудов. Нам нравится придумывать байки на всех людей: от соседа до президента. И худо нам, если верим таким слухам, зачитываемся «разоблачительными» статейками. Никогда не садитесь на престол судии, не оскорбляйте этим Господа!

Излишняя подозрительность - грех. Неосновательные замечания и упреки - грех. Насмешливое поведение - укоренившийся грех, который необходимо выкорчевывать.

Но предположим, наш ближний пал. Знаем ли мы, какие заблуждения окружали его, какие обольщения обуревали и застилали ему свет? Знаете ли вы, что в роковой час падения ему недоставало братской руки, и эта рука могла быть вашей? Почему в этот момент мы забываем, что Сам Господь Иисус Христос всегда представляется нам в Писании бесконечно сострадательным и милосердным к падшим существам? И если мы не защищаем человека от явной клеветы, то совершаем грех.

Попробуем открыть, если осмелимся, историю нашей внутренней жизни тому же соседу. Расскажите ему о тех тайных мыслях, о тех постыднейших вожделениях и глухих страстях, которые бродят в вашей голове и при этом вас считают за добропорядочного человека.

Когда же мы положим начало своему исправлению? А ведь многие из нас уже перешагнули половину своей жизни, думают, в какой пенсионный фонд положить деньги, а некоторые прямо подошли к концу своей жизни! Или неприятно думать о смерти? Господь долготерпелив, но если мы сами не захотим исправиться, смерть за нами придёт и в двадцать лет.

Не любит ли кто из нас подслушивать, подсматривать, читать чужие письма?

Кто из нас разглашал чужие слабости? Это грех Хама, не прикрывшего наготы своего отца. Мы согрешим, если разгласим худую тайну и умершего человека.

Девятой заповедью вообще запрещено празднословие: болтливость, дикие хохоты, тупые остроты. Причём замечено, что пустые разговоры об одном и том же с противоположным полом являются скрытым обольщением блудного беса.

Может, когда оскорбили по небрежению таинство восприемничества понятием «крёстный отец» но по отношению к бандитскому «авторитету»?

А может, мы перегнули в другую сторону, когда «резали правду» в глаза, чем вызывали только оскорбления и вред делу?

Также часто не замечаем за собой греха, когда, смотря на несчастья и неудачи другого человека, думаем, что он великий грешник.

Не думаем ли мы, что лесть - это та же самая ложь.

Не мы ли боимся или стыдимся общаться с человеком, которого напрасно притесняют другие?

Единственным обстоятельством, допускающим применение лжи, является спасение жизни невиновного человека или цель удержания его от великого зла.

 

10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни скота его и вообще ничего, что есть у ближнего твоего.

 

Десятой заповедью Закона Божия нам запрещаются порочные чувства зависти. Запрещается останавливаться на них, удерживать их в себе, развивать, услаждаться ими. Это желания сладострастные, корыстолюбивые, самолюбивые, горделивые и плотоугодные. Все мы обуреваемы потоком этих желаний, пустых мечтаний. Мы завидуем богатству, счастью и удачам, здоровью, способностям, карьере и другим успехам ближних, красоте и т. д. и т. п. Мы прямо-таки не можем переносить достоинства и совершенства других и всячески пытаемся унизить, очернить, затушевать, перетолковать в худую сторону их заслуги.

Полезно знать, что зависть несвойственна человеку, это грех дьявола. Человеку же свойственно радоваться благоденствию ближних. Корень всех греховных мыслей с их горькими последствиями есть самолюбие, превратное стремление нашей души от бесконечного к конечному - удаление от Бога в себя.

Мы проявляем даже бесовское злорадование, то есть радуемся греху другого человека, совершенно забывая, что «любовь христианская не радуется о неправде» (1 Кор. 13. 6).

Мы все ропотники, недовольные своею участью. Мы завидуем сознательно и бессознательно всему, что видим, и всё нам надо: квартиру в новом доме, проехавший мимо автомобиль, модное платье этого сезона, красивую кошку соседа («оценим» даже и кошку), завидуем той деятельности, которую проводят наши знакомые (или незнакомые), завидуем даже мальчику, кушающему в жару мороженое… В довершении всего мы даже и не считаем за грехи такие помыслы; ведь не сделали, а только подумали, помечтали - и потому не каемся в них и тем самым готовим свою душу к погибели. Зависть - седьмой смертный грех.

Hosted by uCoz



ПРОДОЛЖЕНИЕ

Hosted by uCoz

Главная

Hosted by uCoz

Православное учение - подробно


Hosted by uCoz