Основы православной веры
Главная страница Учение православной веры - подробно Православный взгляд на окружающий мир История христианской Церкви Строй православного богослужения


Символ веры

ЗАПОВЕДИ О ВЕРЕ:

1. Вера в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого (ангельского) мира.
а). Ангелы разделяются на 9 ликов в трех чинах:
I. Престолы, Херувимы, Серафимы: (Быт. 3. 24; 2 Цар. 22. 11; Ис. 6. 6).
II. Власти, Господства, Силы (Еф. 1. 21).
III. Ангелы, Архангелы, Начала (Рим. 8. 38).
б). Низшие ангелы получают просвещение и благодеяние Бога через высших.
в). Бесы же не могут принудить человека ко греху, а только обольщают его.

2. Сын Божий Иисус Христос, есть Бог вечный, рождённый от собственного естества, достоинством и славою равный Отцу.
3. Ради спасения людей, Бог сошёл с небес и воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился.
4. Господь распят за нас Понтийским Пилатом, страдал, и был погребён.
5. Но воскрес в третий день, как то и указывает Писание – Ветхий и Новый Завет.
6. И взошёл на небеса и сел одесную (с правой стороны) Отца. Это значит, что человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, никогда с себя не слагал (Мк. 16. 19; Лк. 24. 51), отсюда идет таинство евхаристии (причащения).
7. И придёт со славою судить живых и мёртвых. Его же царствию не будет конца.
Степени блаженства в Небесном Царстве разные: «В доме Отца Моего обителей много» (Мф. 14. 2; Лук. 12. 47-48).
8. Дух Святой есть Бог, единосущный Отцу и Сыну, исходит от Отца и является Творцом Священного Писания.
а). Различают семь даров Святого Духа: мудрость, разум, совет, крепость, ведение (Ис. 11:2-3), благочестие (Мф. 15. 8), страх Божий.
б). Различают девять плодов Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5. 22-23).
9. Вера во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (2 Кор. 11. 2; Еф. 4. 5-6), объединяющую ангельский мир и души живых и мёртвых крещёных людей, глава которой Иисус Христос.
Имеется семь церковных таинств:
Крещение,
Миропомазание – это таинство, через которое верующие получают дары Святого Духа: «Вы имеете помазание от Святого и знаете всё» (1 Ин. 2. 20). Собственно миропомазание было установлено Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания» (Исх. 30. 22-25). Далее Господь продолжает: «А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им… кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» (30. 31-33). Поэтому таинство миропомазания совершается над человеком лишь один раз в жизни при крещении.
Евхаристия (причащение): «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 26-28), «и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2. 42). Хлеб для причащения употребляется един, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 17).
Священство,
Покаяние («Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1. 9), «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19. 18).
Брак («Свободна выйти замуж, за кого хочет, только в Господе» (то есть с благословения)(1 Кор. 7. 39).
Елеосвящение (соборование) – это помазание больных освященным маслом с целью их выздоровления: «Болен ли кто из вас? Пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» (Иак. 5. 14). И в других местах: «возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16. 17-18), «они (апостолы) изгоняли бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6. 13). Мне не известны случаи изгнаний из людей бесов представителями каких-либо иных конфессий, помимо христианской православной.

10. Исповедование единого крещения во оставление грехов (Еф. 4. 5).
11. Чаяние (ожидание) воскресения мёртвых (помнить о Суде, рае и аде) (Деян. 24. 15), а также Ин. 5. 28-29: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения».
12. И ожидание жизни будущего века Небесного Царства.


ЗАПОВЕДИ О ДЕЛАХ

Заповеди о делах различаются на заповеди о надежде и о любви.

НАДЕЖДА – это истинное дерзновение к Богу, дарованное сердцу человека чрез вдохновение и просвещение от Бога, дабы он никогда не отчаивался в содействии ему Божией благодати, как по отношению к прощению грехов, так и исполнению каждого прошения, временного или вечного (Евр. 10. 35; Рим. 8. 24-25).
К надежде относятся: молитва Господня («Отче наш») и девять блаженств (Мф. 2-12). А также четырнадцать Евангельских милосердий: семь, относящихся к телу, и семь, относящихся к душе.
Милосердия, относящиеся к телу: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить заключённого, навещать больных, дать ночлег страннику, погребать умерших.
Милосердия, относящиеся к душе: отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни (Иак. 5. 19-20), наставить неученого и невежду (Матф. 5. 14; Лук. 6. 39), подать добрый совет имеющему нужду в нём (включая предупреждение об опасности), молиться за ближнего, утешить печального, переносить обиды с терпением, прощать обидчиков (Мф. 6. 14-15).

ЛЮБОВЬ

Грехи против любви:
Гордость – несправедливое желание собственной славы (хвастливость, лицемерие, спорливость, упрямство, неуместная суетливость, самонадеянность, небрежение в исполнении заповедей, закостенение во грехе и др.).
Любостяжание – неумеренное желание богатства (грабительство, коварство, обман, мятеж, немилосердие, зависть, вероломство, притеснение людей).
Сладострастие (распутство, леность и др.).
Зависть (1 Петра 2. 2).
Чревоугодие (обжорство) (Рим. 13. 13).
Злопамятство.
Беспечность – холодность к вечному спасению и нерадение о нём. (Евр. 6. 12; Матф. 25. 26-30; 1 Петра 5. 8-9).
Убийство, мужеложство, притеснение вдов, сирот и бедняков, невыплата денег работнику, неблагодарность родителям (1 Тим. 5. 22).

Апостол Павел, поясняя суть христианства, обращается ко всем людям: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5. 15). Господь наш Иисус Христос для того и пришёл, чтобы изменить, преобразовать и обновить наши души, растворив их собственным Своим Божественным Духом. И христианин, стряхивая с себя ветхого человека, отрекаясь от пагубных скверн окружающего мира, облекается в человека нового, ибо Господь говорит, что новое вино надобно вливать в новые мехи (Мф. 9. 17): «Кто во Христе тот новая тварь; древнее прошло теперь всё новое» (2 Кор. 5. 17).
И если не будет излечен «ветхий» человек, то как прокажённый, которому запрещено входить в церковь (Лев. 21:17-23), не сможет войти в Божию небесную Церковь. Но прокаженному предписано идти к иерею и умолять его, чтобы пришёл в дом его кущи, возложил свои руки на пораженное место и уврачевал (Лев. 13). Подобно этому, Христос, истинный Первосвященник, входит в телесный храм души человека и врачует его страсти (проказы духовные). И поэтому всякий человек, носящий на себе духовную проказу страстей и грехов, если не приступит к истинному Первосвященнику и не будет умолять Его, и как следствие, не очистится, не войдёт в стан святых, в Церковь Христову. Ибо Церковь, чистая и непорочная, требует чистых и непорочных душ: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8). Истинное исцеление подаётся лишь Иисусом Христом по сказанному: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1. 29), «ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2. 18).


ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛЬМОТЕКА


Поиск Искомое.ru