Учение о душе
 

Душа рабыня и царица, Она работница и дочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Святитель Лука (Войно-Ясеневский)

А. В. Тыронов - "Ангел, попирающий злого духа в борьбе за душу", 1850-е

     При исследовании в Библии многих мест, в которых говорится о душе, можно выделить шесть основных значений этого слова:

    1. Сосредоточение всех человеческих чувств (гнев, радость и др.): "А ныне душа моя изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших" (Чис. 11. 6).
      2. Как Храм Духа Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?" (1 Кор. 3. 17), "а соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6. 17).
        3. В понятии "жизнь": "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться" (Мф. 6. 25).
          4. Как сознание: "Благослови душа моя Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его" (Пс. 102. 1).
            5. Как живой человек: "И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа" (Деян. 3. 23).
              6. Как нетленная субстанция, имеющая невидимую, но чувственную природу и которая исходит из тела после смерти: "Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все ещё во мне" (2 Цар. 1. 9), "и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12. 7), "ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле" (2 Кор. 5. 10).
                  
                  О различении (разделения) души и тела сказано в 20-й главе Деяний, в которой описывается случай с погибшим юношей, упавшего с третьего этажа. Юношу подняли мёртвым, но Апостол Павел сказал: "Не тревожьтесь, ибо душа его в нём". И после молитвы Павла юноша ожил (Деян. 20. 9-12). В другом месте апостол Павел показывает, что душа может быть и автономна от тела, то есть на некоторое время, по промыслу Божьему, исходить из тела, когда человек жив: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12. 2-4). (Ещё одно подтверждение существования небесного рая). Четко сказано о таком разделении и у Матфея: "И не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить" (Мф. 10. 28). Апостол Пётр обозначает тело как храмину души: "Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою" (2 Петра 1. 13-14).
                  И ещё случай из Нового Завета: "Все плакали и рыдали о ней (об умершей дочери начальника синагоги). Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв её за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух её; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть" (Лк. 8. 52-56). Подобный случай, показывающий, что непременным условием человеческой жизни является присутствие в нём души, мы видим ещё в Ветхозаветных Писаниях. Так пророк Илия оживил сына вдовы, которая дала Илие приют: "И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил" (3 Цар. 17. 21-22).
                  В 19-м стихе 3-й главы Бытия сказано: "доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься". Эти слова сказаны Богом как описание жизни человека в телесном состоянии: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю…" - то есть до самой телесной смерти. Псалмопевец повторяет это место: "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Пс. 145. 3-4). Смысл ясен: помрёт наш покровитель, закопают его в землю, и его благие на нас виды останутся лишь в нашей памяти. И только Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных (Пс. 145. 7-9). В книге Сираха стих о "возвращении в землю" несколько конкретизируется: "Всё, что из земли, возвращается в землю" (Сир. 41. 13). И становится уж совершенно ясно, что тело взято из земли, её первоэлементов, но душа происходит из уст Божиих и вселяется в чрево женщины в момент зачатия плода.
                  В Священном Писании имеется множество указаний на то, что по смерти душа оставляет тело. В книге Бытие о Рахили говорится: "Когда выходила из неё душа, ибо она умирала, то нарекли ему имя Бенони" (Быт. 35. 18). О горестном посмертном воздаянии сетовал и патриарх Иаков: "С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" (Быт. 37. 35). Для отрицающих бессмертие души очень близка такая "гражданская позиция": "Коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух… Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью… Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды…" (Прем. 2. 1-11). Но далее Соломон продолжил: "Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали таин Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог сделал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего" (2. 21-24).
                  "Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам" (Тов. 4. 17). Этот обычай ветхозаветной церкви - поставлять при погребении или поминовении усопшего трапезу, чтобы присутствующие помолились о душе усопшего, сохранен и доныне православной церковью. Подтверждение этому душеполезному обычаю находим у Иисуса, сына Сирахова: "милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости" (Сир. 7. 36). Какую же милость можно оказать умершему, кроме молитвы об упокоении его души? "С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нём по исходе души его" (Сир. 38. 23).
                  Вот какой печальный удел тех, от кого Бог отнял милость и сожаление: "И умрут великие и малые на земли сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешении об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и по матери их" (Иер. 16. 6-7).
                  Сам Иисус Христос показал на возможное прощение грехов даже после смерти: "Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12. 32). Но так как собственное покаяние человека после смерти невозможно, то единственной возможностью умолить Бога простить грехи, остается молитвенное прошение за умерших живыми. Так Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших "ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2 Макк. 12. 44-45). Апостол Пётр имел убеждение, что не оставит свою паству и после своей смерти (2 Петр. 1. 15). Как же он предполагал стараться о своих чадах после своего отшествия? Однозначно, молитвенным предстательством пред Богом. В Откровении Иоанна Богослова 6. 9-11 даётся ещё один пример молитвы умерших, но теперь уже об отмщении. Ноеминь сказала невестке своей Руфи о Воозе: "Благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мёртвых" (Руфь 2. 20).
                  Но к сожалению, многие сектанты сами лишают себя Божией милости и упокоения, отвергая этим и Божие установление. Протестанты, например, неправильно понимая место "…ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6. 9-10), относят его к якобы запрету Иисуса молиться о умерших. Но ведь это апостольское послание вовсе не относится к данной теме! В нём говорится о смерти без покаяния и только. И вот указание на это покаяние буквально в следующем стихе: "И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6. 11). "Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20. 38). Сектанты, похоже, нашли "изъян" в Слове Божием, утверждая, что перед Богом не все живы. Истинные же христиане имеют надежду на Бога, "что будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают" (Деян. 24. 15).
                  Со всей чёткостью нормального, правильного понимания этой темы сказано у апостола Петра: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5. 23). Из слов апостола видно, что состав человека не ограничивается даже душой и телом, а имеет трехсоставность: тело физическое, тело душевное и тело духовное. Это определение повторяется и в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 15. 44). (Под сохранением тела можно понимать, например, и воздержание от телесных грехов: "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6. 18).
                  Полно и лаконично изложил учение Бога о душе апостол Павел во втором послании к коринфянам: "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище… Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5. 1-10).
                  Перед смертью царь Езекия так молился Богу: "Жилище мое (т.е. тело) снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы (т.е. от тела); день и ночь я ждал, что Ты пошлёшь мне кончину" (Ис. 38. 12).
                  Итак; как шалаш для пастуха, так и тело для души - временное жилище; тело физическое - это то, что попадает в гроб после смерти; тело душевное - душа, это мы и есть после смерти и живём либо в раю, либо в аду; тело духовное - Святой Дух, живущий в нас.
                  
              ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ

                  Человеческие души, как и сами люди, творятся Богом через посредство родителей неизъяснимым для нас образом. Причём душа творится вместе с телом, в момент начала деления и развития клеток, а не до создания тела или же после него. Это правило было утверждено на 5-м Вселенском Соборе, но не смотря на это, касательно происхождения души в человеке существует три различных мнения. Одни говорят, что все души существовали ещё прежде сего мира, и уже готовые посылаются в тела для покаяния в своих грехах.
                  Другие думают, что души вновь творятся Богом, по мере появления на свет людей.
                  Третьи утверждают, что душа и тело вместе зачинаются и совершенствуются.

                  Первого мнения - о предсуществовании душ нельзя принять даже за вероятное, потому что Писание ясно говорит о пришествии греха в мир вместе с преступлением Адамовым. Если же невинные души посылаются в тела, то как они делаются виновными, и за что страдают в испорченном теле?
                  Второго мнения о новом творении душ, которого придерживались некоторые святые, такие как Кирилл Александрийский, Феодорит, Иероним, также нельзя принять (это их частное мнение), потому что оно не может быть согласно с покоем Творца, закончившим всякое новое создание. К тому же данное мнение не объясняет переход наследственной порчи от Адама на его потомков, а раз так, то вся ответственность наследственного бедствия людей, получается, возлагается на Творца, чего не может быть ни в какой теории.
                  Третье мнение - о рождении души вместе с образованием тела, самым лучшим образом объясняет:

                  а) переход порчи Адамовой к потомкам;

                  б) сходство детей с родителями даже по душевным качествам;

                  в) положение об общем начале людей.

                  Такое учение изъясняли Григорий Нисский, Макарий Великий и другие святые отцы.

                  Итак, в силу творческого благословения, человек происходит от человека не только как живой от живого, но и как разумный от разумного, то есть каждый человек по душе и по телу происходит от своих родителей. Это мнение и утверждено Церковью. Необходимо различать дух и душу. Душа - низшая субстанция, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого же порядка, как и душа животного, хотя чином и выше ради сочетания с нею Духа. Дух же освящает душу и даёт ей разум. И поэтому естественным качеством души является её искание Бога, освятившего её. Это та причина, по которой человек волею или неволею, но задумывается о Боге. Если же он отвергает духовные искания, то это верный признак больной души.
                  Душа создана не для греха. Грех противен и чужд её, вышедшей из рук Творца чистой и безгрешной. Грех, попадая в сердце, как в центр средоточения души, даже когда ещё и не совершён, а только пришла мысль о нём, сразу налагает отпечаток на нашу духовную деятельность. И очистить душу от этих греховных наслоений возможно только покаянием. И это необходимо, ибо душа есть храм Духа Святого, а Дух Святой может обитать только в чистой храмине.
                  Показателем того, что в нас живёт здоровая душа, является наше стремление к молитве, ибо молитва - это дыхание нашей души. Молитва - это общение, разговор с Богом. Каждый человек должен вырастить в своей душе духовный плод молитвенного горения, чтобы молитва стала сладкой, радостной потребностью души; как воздух для лёгких, как пища для тела.

                  

              Дополнение: Что говорит наука

                  В последние годы всё большее число учёных склоняются к теории (давно доказанную святыми отцами), что человеческий мозг, как любой орган, состоящий из клеток, мыслить не может, а является лишь коммутационной базой, принимающей сигналы души и преобразующей в форму, понятную телу.
                  Первым к такому выводу пришёл доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Свои мысли по этому вопросу он изложил в закрытой работе "О духе, душе и теле". Секретарь профессора сделала несколько копий, одна из которых попала в рукописный отдел ленинградской библиотеки Музея истории религии и атеизма. Широкая же общественность познакомилась с работой В. Ф. Войно-Ясенецкого спустя семнадцать лет после его смерти (11. 06. 1961) - в 1978 году она была издана в Брюсселе.
                  В конце 70-х годов эту же точку зрения высказал австралийский нейрофизиолог, исследовавший ионные механизмы возбуждения и торможения в мембранах нейронов, лауреат Нобелевской премии Э. Кэрью. По его мнению, существует дух, находящийся вне нашей черепной коробки и управляющий деятельностью мозга. И вот доказательство. Немецкий исследователь Хуфланд вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. Но вместо мозга он обнаружил там около 300 гр. воды. Между тем больной до самой своей кончины сохранял ясность мысли. Наконец, отсутствие мыслящей материи подтверждают современные учёные Ван Ломмель (Голландия), Сэм Парния и Питер Фенвик (Англия, 2001).
                  И наверное надо быть совершенно изолированным от мира, чтобы ничего не слышать о тысячах(!) случаях возвращения из клинической смерти и свидетельствах людей об отделении их души от тела и свободных перемещениях в пространстве с доподлинным описанием всего увиденного, что они не могли увидеть лёжа под наркозом на операционном столе. В замечательной библейской книге Песнь песней есть такая фраза: "Я сплю, а сердце моё бодрствует" (Песнь 5. 2). Определенно зная из учения Церкви, что мысль - это результат воздействия души на наш мозг посредством нейронных сетей, мы можем понять, что душа совершенного человека, освободившееся от страстей, всегда думает о Боге в молитвенном с ним общении. Тело человека спит, а душа, пребывающая в своём средоточии в сердце (не в голове, не в животе, а в сердце) - бодрствует. Бодрствует душа - бодрствует и сердце: "В сердце моём сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою" (Пс. 118. 11).

                  Что такое образ и подобие Божие.

                  Образ Божий в человеке заключается в свойствах его души и духа: в разуме, свободе и бессмертии.
                  В библейском описании сотворения человека проведено известное различие «по образу» и «по подобию». Говоря о совете Тройческого Божества перед сотворением человека,исание не указывает в собственно акте творения «по подобию», а говорит лишь «по образу»: «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1. 26-27). По какой причине не сказано о подобии? Причина та, что образ мы имеем по сотворению, а подобие приобретаем по своему волеизъявлению; быть подобным Богу или нет. Ведь если бы Господь не даровал нам возможность быть по подобию, мы не могли бы своими собственными силами стать подобными Богу. Но дав нам эту возможность, Бог оставил нам самим устроять своё подобие с Ним, чтобы удостоить нас за такой труд приятной награды. Подобие Богу, в той или иной степени, мы получаем при исполнении евангельского жития, через крестоношение Христово, облечение во Христа (Мф. 5. 48; 1Петр. 1. 16). Человек, несомненно, идёт к своей богоданной цели, если каждую часть своей души, своего существа устрояет во имя Божие и ради славы Божией (Мф. 5. 16; 1Кор. 6. 20), если живёт достойно Бога (1Фес. 2. 12). Душа сотворена богообразной, чтобы человек всем своим существом стремился к соединению с Богом.
                  Грех наших прародителей Адама и Евы называется первородным, потому что он появился в первом роде людей и потому что был первым грехом в человеческом мире. Своим грехом прародители ввели дьявола в свою жизнь и дали ему место в богозданном и богообразном естестве. Своевольным и самолюбивым падением в грех человек лишил себя того непосредственного благодатного общения с Богом, которое укрепляло его душу на пути богоподобного совершенства серафимского. Этим человек сам осудил себя на двоякую смерть – на телесную и духовную. Вечная смерть души – это когда Дух Святой оставляет её без Своей силы. Душа попадает в состояние мрака, печали и страданий. Поэтому святой Иоанн Богослов по праву говорит: «Существует одна смерть – грех; ибо грех есть разорение души». Как только грех, жало смерти (1Кор. 15. 56), вонзился в человеческую душу, он немедленно проник в неё и разлил по ней яд смерти. И в какой степени этот яд распространился в человеке, настолько человек удалился от Бога – «все удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72. 27). Поскольку все люди ведут происхождение от Адама, то первородный грех наследственным путём перешёл и перенёсся на всех людей. Современные люди, рождаясь от падшего Адама, неминуемо принимают наследственное греховное состояние естества: ум, волю, память, которое как некое живое начало действует и влечёт к творению личных грехов.
                  В крещении смывается первородный грех, но наследственно испорченное естество по-прежнему склоняется ко греху. Истребление своего естества, борьба с грехом, и как конечная цель облечение в подобие Божие, и есть главенствующая задача нашей жизни.

              "Византия. Гибель империи". Скачать 680 Мб

              Главная страница
              Вероучение - подробно
              История Православной Церкви



              Hosted by uCoz