НЕСКОЛЬКО ЧАСТНЫХ
ВОПРОСОВ О нестяжании О нежелании или неумении протестантов более глубоко
вникать в суть Священного Писания можно показать ещё на одном примере. В одном
их агитационном журнале есть статья «Должен ли христианин быть бедным?» В ней
говорится: «Однажды Иисус Христос посоветовал богатому юноше продать всё свое
имущество и отдать деньги бедным. Как сообщается в Библии, слова Иисуса огорчили
юношу, и он ушёл опечаленный, "ибо он владел большим имуществом". После этого
Иисус сказал ученикам: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому
войти в царство Бога" (Марка 10. 21-23; Мф. 19. 24). Что имел в виду Иисус? На самом ли деле истинная вера и
богатство несовместимы? Следует ли христианину стыдиться того, что он
материально обеспечен? Требует ли Бог, чтобы его служители вели аскетический
образ жизни?» И далее в статье говорится, что мол, нет, дело это
житейское, надо лишь разумно распоряжаться деньгами и не быть алчным. Что ж…
красивое житейское объяснение на житейскую тему; вот тебе, дочка, триста рублей
на карманные расходы, да трать разумно… Чтобы понять это евангельское место, прочтём его
полностью: «Если хочешь быть совершенным, раздай всё, что имеешь бедным и иди за
Мной». Действительно, Бог не требует аскетического образа жизни, но предлагает
выбор: «Если хочешь быть
совершенным». Юноша не был готов отречься всего тленного и идти за Христом,
как это сделали Апостолы. И это его решение, его путь. Но многие, очень многие
люди оставляли этот суетный мир и переходили на другой, аскетический образ
жизни, сродни апостольскому: «В великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в
тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в
бдениях, в постах… мы нищи (материально), но многих обогащаем (духовно): мы ничего не имеем, но всем
обладаем» (2 Кор. 6. 4-5,10). И в конце II века аскетическое учение легло в основу развивающегося
монашества: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше
приобрести» (1 Кор. 9. 19). [Относительно монашеского образа жизни можно
добавить и следующее обетование Господа: «И всякий, кто оставит домы, или
братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или зeмли, ради
имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19. 29).
Разумеется, не стоит это понимать так, будто Господь предлагает уйти от жены с
грудным ребёнком; потому что ещё не исполнена заповедь, касающаяся воспитания
детей]. И поэтому идеологи определённо лгут, когда говорят, что аскеты считали
любую материальную вещь злом. В христианском учении такого никогда не было,
потому что и Апостолы так не считали. Да и только ли денежными знаками исчисляется наше
богатство? А наше социальное положение, здоровье, даже ум (талант) да и вся наша
жизнь? И как трудно сказать, что всё это не моё!… «Не может человек ничего
принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин. 3.
27). Сектанты уже не в состояниии понять, что в раю есть
много степеней блаженства по сказанному: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.
14. 2), и что в зависимости от тех трудов, которые человек перенесёт ради этого
Небесного Царства, он получит соответствующую награду: «Все подвижники
воздерживаются от всего: те (участники
спортивных состязаний) для получения венца тленного а мы - нетленного» (1
Кор. 9. 25). И наверное из большой любви к Богу, идеологи протестантизма
проигнорировали Его предупреждение: «Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили своё
утешение». Протестанты наверное не знают, что монашеские обеты
давались и в Ветхозаветной Церкви, только именовались такие люди священники по
обету (не по должности) - назореями. Назореи должны были воздерживаться от вина
и винограда, от стрижения волос и от всякого осквернения. Обет назорейства
давался или на всю жизнь или на некоторое время. В последнем случае он
разрешался принесением тройной жертвы и сожжением волос на
жертвеннике. Смысл слова отец Протестанты осуждают тех, кто называет учителей Церкви и
священнослужителей «отцами», ссылаясь на следующий стих из Матфея: «и отцом себе
не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23.
9). Во-первых, эту фразу они выхватывают из контекста речи
Иисуса, осуждающей гордыню и тщеславие: «Любят предвозлежания на пиршествах… и
приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы
не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на
небесах. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос» (Мф.
23. 6-10). Если же возводить это место в прямое и абсолютное утверждение, то
протестантам следует забыть как обращаться детям к своему кровному отцу, а слова
учитель и наставник -
запретить. Во-вторых, Библия показывает, что человек может
называться отцом, если у него есть кровные или духовные дети: «Иаков перешёл в
Египет, и скончался сам и отцы наши» (Деян. 7. 15). И во втором значении: «Бог,
многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евр. 1. 1).
Апостол Павел называл своих учеников Тимофея и Онисима сыновьями: «Итак,
укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2. 1), «я послал к вам
Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о
путях моих во Христе» (1 Кор. 4. 16) и: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме,
которого родил я в узах моих; он был некогда негоден для тебя, а теперь годен
тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его как моё сердце… может быть, он для
того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но
выше раба, брата возлюбленного» (Фил. 1. 10-16). В письме к Филимону, чтобы
убедить его принять Онисима, апостол Павел называет его сыном, а в послании к
Фессалоникийцам - просто братом: «О мне всё скажет вам Тихик… с Онисимом, верным
и возлюбленным братом нашим, который от вас» (1 Фесс. 4. 7-9). Коринфянам же
Павел прямо заявляет, что он их духовный отец: «Вразумляю вас, как возлюбленных
детей моих. Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я
родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4. 14). Похожее он пишет и к Галатам: «Дети
мои, для которых я снова в муках рождения…» (Гал. 4. 19). В притче же о богаче и
Лазаре богач называет Авраама «отче» и Авраам принимает это обращение, называя
его чадом (Лк. 16. 24-25). Основываясь на этом, Церковь называет учителей и
священников Церкви отцами. Главная страница |