О Троице
 

.....Теперь давайте рассмотрим вопрос о Троице. Существует ли в одном лице Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой? Сначала выясним, является ли Дух Святой Ипостасью Бога.
    Некий иудейский пророк Агав предсказал арест Павла: «Так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так и свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21. 10-11). И в первой главе Деяний сказано: «надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святый устами Давида» (Деян. 1. 16). То есть говорил не собственно Давид, а некто, бывший в нём. И указано прямо: Дух Святый.
    Но бывает и по-другому: в человека вселяется бес, и уже бес либо разрывает цепи, как в случае с гадаринским бесноватым (Лк. 8. 29), либо прорицает, как в случае с одержимой македонянкой (Деян. 16. 18). И когда духов изгоняют, то эти «чудеса» прекращаются.
    Подумаем над местами: «Ему (Симеону иерусалимскому) было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2. 26), «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится» (Лк. 12. 10), «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нём, потому что Дух есть истина» (Ин. 5. 6). (Сопоставляя эти слова с изречением Иисуса Христа: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14. 6), видим, что Иисус говорит о Своей родственной связи со Святым Духом).
    Из всех приведённых цитат легко уразумевается – это о Божественности Святаго Духа. Иначе как бы Он «свидетельствовал о Нём» и был бы велик настолько, что хула на Него не простится во век? «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5. 32). Разумеется, свидетельствовать может только личность, ипостась.
    В Деяниях приведён пример прямого приказа Святого Духа: «Когда они (апостолы) служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13. 2-3). Даже Сам Господь Иисус Христос был «приведён Духом в пустыню».
    О разделении Святого Духа и силы указывается в нескольких местах: «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» (1 Фес. 1. 5), «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10. 38). Обратите внимание: здесь Богом именуется Святой Дух, который и был в Иисусе.
    Известно, что Дева Мария родила Сына от Духа Святого. Господь через Ангела всё чётко объяснил: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1. 34-35). Предельно ясно: Дух Божий – отдельно и сила – отдельно. И Дух Святой вселился в чрево Марии. Здесь также показывается соединение Иисуса со Святым Духом.
    Широко известно и другое место: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3. 16). Если бы Дух Святой был некоей силой, вроде мышечной силы, которой Бог что-то делает, как это говорят некоторые сектанты, то Иоанн Креститель мог бы увидеть лишь результат силы, но никак не саму «силу». Очевидно, что Иоанн видел Личность. Более того, Евангелие ясно показывает, что силу даёт не собственно Бог Отец, а именно Святой Дух: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8. 26), в противоположном смысле было бы сказано также и Духом подкрепляет нас.
    В 5-й главе Деяний описывается случай, когда некий человек (Ананий) с женой продали своё имение и хотели отдать деньги на пожертвование. Но, утаив часть, отдали не все деньги, а солгали что все. И апостол Пётр на это сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5. 1-4). Это место показывает, что Святой Дух есть Бог, Ипостась, причём такая, которой и солгать-то нельзя (Ведь Ананий и его жена умерли). Похожая ситуация сложилась у евреев: «Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их» (Ис. 63. 10).
    Орудием Божиего творения мира являлось Его Слово («сказал – и сделалось» (Пс. 32), которое есть Слово изначальное – Сын Божий, через Которого «Всё начало быть, и без Него ничего не начало быть» (Ин. 1. 3). И так как во 2-м стихе 1-й главы Бытия говорится об участии Духа Божия в деле творения, то ясно, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица. «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его всё воинство их» (Пс. 32. 6).
    Апостолы написали антиохийским пресвитерам письмо, основной мыслью которого были следующие строки: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15. 28-29).
    При сопоставлении определённых мест Нового и Ветхого Завета, вытекает очевидный вывод: ученики Христа – апостолы твёрдо верили, что Святой Дух является истинным Богом. Это совершенно ясно из послания к Евреям (3. 7-9), где приводятся слова, приписываемые Святому Духу. В Ветхом Завете мы найдём схожие слова в 77-м псалме (стих 19), которые произносятся от имени Бога; в Ветхозаветных книгах – это слова Бога, а в Новозаветных – Святого Духа. То же – и в 10-й главе послания к Евреям (10. 15-16) – в Ветхом Завете это слова Бога в книге Иеремии (31. 33-34). В Деяниях есть слова Павла: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию» (Деян. 28. 25), и далее приводится выдержка из Исаии (6. 8-10), где эти слова принадлежат Господу Богу. Апостол Павел мог приписать эти слова Святому Духу только в том случае, если твёрдо знал, что Святой Дух равен Богу так же, как и Сын. Именно поэтому апостолы благословляли во имя Святой Троицы: «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13. 13).

    В Ветхом Завете есть и другие места с неоспоримыми указаниями на ипостасное состояние Бога. Наиболее полно это учение представлено в восьмой главе книги Притчей, где говорится о Премудрости Божией, под коей подразумевается Вторая Ипостась Святой Троицы: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони, от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны» (Притч. 8. 22-24). Здесь Премудрость всякого создания. Значит, это не Ангел, пусть даже перворождённый, а то, что пребывает в Боге предвечно. Ведь в Боге не может пребывать какая-то отдельная от Него «разумная премудрость». Бог – это совокупность мудрости, всеведения и других Божественных качеств. И если Премудрость выступает как личностное начало, то это и означает её ипостасность. Это же указание имеется и в 109-м псалме, где Бог Отец говорит Сыну: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твоё» (стих 3) [по древнееврейскому тексту: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя»]. Также и апостол Павел в Первом послании к Коринфянам определённо подразумевает Иисуса Христа Премудростью Божией: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1. 23-24).
    Подумаем над двумя очень интересными местами: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6. 18). И второе место: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13. 5). А из этого ясно, что живущие в нас Святой Дух и Иисус Христос находятся в нераздельном единстве. И находятся внутри нас! И поэтому не станем забывать возможного исключения «разве только вы не то, чем должны быть» (то есть не одухотворенные души, а скотина).
    И если Господь, утверждая заповедь о спасительном крещении ясно повелел ученикам крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то сектанты, говоря, что не надобно ставить Духа наряду с Отцом и Сыном, явно противятся Божию повелению. Этим они возводят хулу на Святого Духа Бога. И как же можно назвать человека, отрёкшегося от Бога?
    «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12. 3), поэтому, неверующий в Духа, не имеет истинного и полного богопочитания. Ибо не иначе можно покланяться Сыну, как только во Святом Духе и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сыноположения.
    В предыдущей главе указывалось на четыре библейских места, показывающих ипостасное состояние Бога, но не указывалось их число. В 18-й главе Бытия, описывающей встречу Авраама с Богом, образно указывается именно на троичность Лиц в Боге явившемуся Аврааму в образе трёх странников «три мужа стали против него» (стих 2). Причём ко всем троим Авраам обращается: «Владыка» (ст. 32).
    Предопределение о Троице видно и в других выражениях Ветхого Завета, например, в формуле священнического благословения (Числ. 6. 24) и трисвятом серафимской песни (Ис. 6. 3).
    Святой Дух, являясь Богом, обладает всеведением: «Дух всё проницает, и глубины Божии». (1 Кор. 2. 10), «научи меня исполнять волю твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды» (Пс. 142. 10), «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16. 13). Разве можно так сказать о неразумной безличной силе? Очевидно, здесь речь идёт о Лице, обладающим сознанием. Святой Дух, являясь самостоятельным подателем верующим чрезвычайных даров, и ходатаем перед Богом Отцом о нашем земном устройстве, несомненно, является Лицом, ипостасью: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же духом; иному дары исцелений, тем же Духом: иному чудотворения, иному пророчество… Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11), «дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор. 12. 4). Всё это указывает на то, что: «Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8. 26).
    Также Святой Дух обличает во грехах: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16. 8).
    Все приведённые примеры указывают на то, что Святой Дух действует как Личность. Он учит, напоминает, свидетельствует, обличает и т. д. И кроме того, явственно обладает всеми свойствами Бога.
    Святой Дух – ипостась Бога и Сам Бог: "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3. 17).
    И теперь о собственно Троице; читаем 7-й стих 5-й главы 1-го соборного послания святого Апостола Иоанна: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино».
    Ну а само слово Троица впервые применено богословом 2-го века Феофилом Антиохийским (180 г.), как смысловое имя единого Бога одновременно в трёх ипостасях.

    Святой Дух исходит от Отца подобно дыханию, которое Бог производит, произнося Слово. Однако, Дух Святой исходит так, что затем не исчезает, но является божественной Сущностью и Самим Богом.
    Дух Святой, пребывая вместе с Сыном при Его рождении, исходя от Отца вместе с рождающимся Сыном, проникает Сущность Сына, всецело и вечно пребывая в Нём. Говорят и так: Дух почивает на Сыне.
    Бог, будучи вневременным, безначальным, бесконечным и непреходящим, и рождает Сына особым образом: вневременно, безначально, бесконечно и бестелесно. Свершившееся рождение ещё до сотворения ангелов и мира, подобно безначальному огню и одновременно происходящим от него светом, продолжается и поныне. Сын, рождаясь от Отца, вовсе не разлучается с Ним, но всегда в Нём пребывая.
    Сын назван Единородным, потому что Он один только от одного Отца единственным образом Рождён. Ибо нет и другого рождения, которое уподобляется рождению Сына Божия, – ведь нет и другого Сына Божия. А Святой Дух, хотя и исходит от Отца, но исходит не по образу рождения, но по образу исхождения. Это иной образ существования, непостижимый и неведомый, так же, как и рождение Сына.
    Если же мы говорим, что Отец – начало Сына и больше Него (Ин. 14. 28), то не подразумеваем, что Он первенствует над Сыном по времени или по природе, ибо через Него Отец веки сотворил (Евр. 1. 2), – или в каком-либо другом отношении, кроме только причины: то есть Сын рождён от Отца, а не Отец от Сына, и что Отец естественным образом есть причина Сына, так же как мы не говорим, что огонь выходит от света, но свет – из огня. Сын и не сказал, что Отец «лучше» Меня, что было бы сравнением божественных качеств (а они единосущны), и не сказал Он «главнее» Меня, что бы указывало на подчинённость, но сказал «более» Меня, что понимается в смысле причины: разные ипостасные свойства (нерождённость и рождённость) единого Бога Троицы.
    Троицу же можно представить так: Бог Отец – огонь, Бог Сын – свет огня, Бог Святой Дух – тепло огня.

    РЕЗЮМЕ

    Ипостасное соединение даёт одну сложную ипостась вошедших в соединение разных природ, в которой сохраняются неслитно и неизменно участвующие в соединении природы. Так, например, обстоит дело с душой и телом. Действительно, из души и тела получается одна сложная ипостась, скажем Артём или Жанна. При этом человек сохраняет в себе обе полные природы – природу души и природу тела.
    Согласно учению Священного Писания, Святой Дух есть третье Лицо, или третья Ипостась Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Он предвечно исходит от Бога Отца (Ин. 15. 26), пребывает в Сыне (Рим. 8. 9), посылается в мир от Отца Сыном (Ин. 15. 26). Он есть истинный Бог (Деян. 5. 3-4), имеет одно естество с Богом Отцом (Ин. 15. 26).
    По своему достоинству Святой Дух не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им (Мф. 28. 19). Посему Он получает поклонение и прославление вместе и наравне с Отцом и Сыном. Будучи Истинным Богом, Святой Дух имеет и все божественные свойства, кроме личных свойств Отца и Сына, а равно и божественные действия: всевéдение, вездесущие, вечность, всемогущество, творение, духовное возрождение душ, очищение людей от греха, оправдание их и освящение, промышление о мире (Пс. 103. 30), приведение людей к тому, что они делаются чадами Божиими, совершение чудес, предсказание будущих событий через пророков, содействие людям в совершении добрых дел.
    На знаменитой иконе Андрея Рублёва «Троица» мы видим трёх ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трёх ангелов Господь явился некогда Аврааму.
    Единый Бог в трёх Лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, будучи особыми Лицами, имеют и особые свойства, которые бы Их отличали. Эти свойства называются личными свойствами. Они состоят в следующем. Бог Отец не имеет для Себя причины: Он не рождён, не происходит от другого Лица. Бог Сын рождён от Отца. Бог Святой Дух исходит от Отца. Отсюда личное свойство Отца – нерождённость, Сына – рождённость, Святого Духа – исходность.
    «Мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8. 26), чем и показывается направляющее действие нас по жизненному пути, наиболее подходящим для каждого, так как «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2. 11). Этим также показывается, что Дух Святой – Личность.



Главная страница
Основы вероучения
Вероучение - подробно
История Православной Церкви
Строй православного богослужения



Hosted by uCoz